Автор(ы): Бахтина И.С., Гардеробова Л.В., Баландина И.Н., Калинина С.А.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр последипломного образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием ФМБА России»
Актуальность
Симуляционное обучение предполагает создание определенной поведенческой модели, применимой в клинических ситуациях. Такая модель должна включать комплекс профессиональных компетенций, необходимых специалистам в реальных условиях. Профессиональные компетенции по специальности «Сестринское дело» определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Каждой медицинской манипуляции соответствует определенный набор общих и специальных профессиональных компетенций. На первоначальном этапе овладения определенной медицинской технологией формируется отдельно взятая компетенция и конкретный производственный навык (например, внутримышечная инъекция, обеспечение сосудистого доступа, гигиеническая обработка рук и т. д). На наш взгляд, оценка правильности единственной рабочей операции изолированно от полного комплекса профессиональных действий в определенной ситуации, применима только на начальном этапе обучения. В дальнейшем, при выполнении кейсовых заданий, обучающийся должен освоить определенный алгоритм рабочих операций, обеспечивающих комплексное выполнение необходимых манипуляций и реализацию нескольких профессиональных компетенций. Например, при обучении базовой сердечно-легочной реанимации контролируются не только правильность выполнения компрессий и ИВЛ, но и обеспечение безопасности, выполнение первичного осмотра, вызов скорой медицинской помощи. В противном случае в результате симуляционного обучения закрепляется ошибочный алгоритм действий, что повышает вероятность дефектов качества медицинской помощи. В условиях симуляционного экзамена требуется комплексная оценка реализации всех необходимых профессиональных компетенций. Серьезной методологической ошибкой мы считаем изолированную оценку отдельного навыка при выполнении кейсового задания, сопровождающуюся допущением грубых нарушений алгоритма выполнения сопутствующих действий. Экзаменатором не должны игнорироваться такие сопутствующие действия как, правильность гигиенической обработки рук («руки условно помыты»), достижение терапевтического контакта, получение добровольного информированного согласия. Симуляционное обучение, фиксированное на выполнении изолированных задач, обеспечивает лишь фрагментарное освоение профессиональных компетенций. Подобные ошибки известны в клинической практике, когда в ходе реабилитации послеинсультных пациентов вырабатывались отдельные навыки и элементы двигательных актов. В результате пациент, имея достаточные локомоторные возможности, продолжал испытывать трудности с самоуходом и бытовым обслуживанием, так как сформированные навыки не обеспечивали решения задач, возникающих перед человеком в реальной жизни. Соответственно, при обучении медицинского персонала симуляционным методом и оценке достигнутых результатов, акцент должен ставиться на полноценном выполнении алгоритмов действий, позволяющих решать клинические задачи, максимально приближенные к действительности.
Материалы и методы
Нами проводилось обучение группы медицинских сестер (100 единиц наблюдения – основная группа) с использованием комплексного подхода, ориентированного на формирование нескольких взаимосвязанных компетенций в рамках одной манипуляции. Контрольная группа обучающихся медицинских сестер проходила симуляционное обучение, направленное на формирование конкретного технологического навыка. В завершение цикла обучения проводился экзамен кейсовым методом в соответствии со специально разработанной экспертной картой. Выполнен анализ экспертных карт оценки профессиональных компетенций по теме «Внутримышечное введение лекарственных средств». Слушатели-эксперты и преподаватель-эксперт следили за процессом выполнения клинической ситуации, оценивали действия специалистов и вносили в экспертную карту баллы, соответствующие действиям специалистов. После завершения задания все набранные баллы суммировались.
Результаты
В основной группе доля ошибок, связанных с выполнением инъекции, составила 22 %, что на 2% больше, чем в контрольной группе. 15% обучающихся в основной группе и 45% - контрольной группы допустили ошибки, связанные с обеспечением инфекционной безопасности. Слушатели недостаточно осведомлены о показаниях к гигиенической обработке рук. До контакта с пациентом не выполняют эту манипуляцию 5% (основная) и 15% (контрольная) обучающихся; выполняют со значительными нарушениями технологии соответственно 7% и 20%. 3% респондентов в основной группе и 10% - в контрольной не обрабатывают руки после контакта с оборудованием. Значительную долю в структуре допущенных ошибок в контрольной группе имеют коммуникационные ошибки (35%), тогда как в основной группе этот показатель меньше почти в два раза (17%). Особые трудности возникали с достижением терапевтического контакта со сложным пациентом.
Обсуждение
Таким образом, в процессе симуляционного обучения и проведения экзамена необходимо учитывать правильность освоения всех профессиональных компетенций, с учетом условий выполнения сестринского вмешательства, максимально приближенных к реальным. С целью формирования и последующей оценки коммуникативной компетенции в кейсы, наряду с выполнением инвазивных манипуляций, следует включать контакт с симулированным пациентом. Следует помнить, что именно при подготовке к экзамену обучающийся прикладывает особые усилия к отработке действий исключительно в соответствии с требованиями экзаменаторов, поэтому при игнорировании сопутствующих действий прочно фиксируется ошибочный алгоритм - фактически слушатель не готов действовать правильно в реальной обстановке.
Выводы
Цена методологической ошибки весьма высока, а отсутствие стратегического понимания результатов симуляционного обучения может привести к непоправимым медицинским ошибкам. Напротив, эффективное использование симуляционных методов обучения позволяет заложить фундамент системной подготовки специалистов, гарантирующий качество медицинской помощи и качество жизни пациентов.
Ирина Баландина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.