Автор(ы): Кузнецова И.В., Таптыгина Е.В.
Город: Красноярск
Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Актуальность
Медицинский специалист должен быть высококвалифицированным профессионалом, опирающимся на комплекс необходимых знаний, умений и навыков. Одним из способов реализации этих требований является внедрение в учебный процесс симуляционных технологий. На современном этапе в системе высшего медицинского образования использованию симуляторов в учебном процессе отводится большая роль, учитывая значимость практических навыков в профессиональной деятельности врача. Неонатология, в отличие от других специальностей, наиболее часто связана с оказанием помощи при возникновении различных критических ситуаций. Эти знания невозможно приобрести и пополнить на реальных пациентах по этическим моментам и в связи с угрозой для их жизни. Клинические ситуации, которые в практике встречаются достаточно редко, при помощи симуляторов можно воспроизводить с любым необходимым количеством повторов в условиях полностью соответствующих реальности. С 2016 года в практику обучения неонатологов на базе КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого была введена технология командной работы с отработкой технических (практических профессиональных) и нетехнических (коммуникативных) навыков. Одним из важных показателей эффективности работы с курсантами является обратная связь.
С целью оценки качества симуляционного обучения неонатологов на базе Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого разработана анкета обратной связи и проведен анкетный опрос специалистов.
Материалы и методы
На базе центра симуляционных технологий врачи-неонатологи получают не только теоретические знания, но и совершенствуют практические навыки, отрабатывают модели поведения медицинского персонала (работа в команде) во время ведения родов, при возникновении критических ситуаций при развитии неотложных состояний у новорожденных различного срока гестации, в том числе при проведении первичных реанимационных мероприятий в родовом зале. Разработаны клинические сценарии по темам: мекониальная аспирация, асфиксия, транзиторное тахипноэ.
9 сентября 2017 года на базе кафедры-центра симуляционных технологий КрасГМУ в рамках V Международного конгресса по респираторной поддержке был проведен мастер-класс «Отработка практических навыков медицинским персоналом» по темам: «Оказание интенсивной помощи у новорожденных в родильном зале с гестационным возрастом более 34 недель», «Режимы неинвазивной вентиляции». В мастер-классе участвовали врачи-неонатологи из Красноярска, Томска, Тувы, Хакасии, Ачинска, Сосновоборска, Назарово и др. Обучение проводили с участием специалистов из Швеции, Литвы, Санкт-Петербурга. В симуляционном обучении на базе кафедры – центра симуляционных технологий приняли участие и прошли анкетирование неонатологи (n=37).
Для оценки качества обучения использована унифицированная анкета обратной связи, разработанная нами и адаптированная с учетом специалитета.
Результаты
Анализ данных анкет обратной связи показал высокую востребованность симуляционного обучения неонатологов, их понимание необходимости проведения таких тренингов. Ключевыми вопросами анкеты выделены следующие: Что Вам понравилось в процессе обучения? 100% респондентов отметили: организация, оснащение, отличные симуляционные технологии, идея проведения такого формата обучения, различные клинические возможности респираторной поддержки, возможность общения с коллегами из других территорий, услышать мнение зарубежных специалистов. Вопрос о том, что было не удачно и надо изменить: 15% считают, что мало дано времени на решение клинических случаев и разбора ситуаций. Вопрос о необходимости проведения тренингов: в 100% ответы были «Да». Вопрос о частоте проведения: 30% – 1 раз в год, 40% – 1 раз в 6 мес. и 30% – 1 раз в 3 – 4 мес.
Коллеги из Швеции и Литвы очень высоко оценили уровень оснащенности Симуляционного центра КрасГМУ, говоря о том, что за рубежом не так много центров, имеющих такое оснащение. Высокий уровень используемых технологий и представленных обучающих программ подтвердили врачи из Томска и Санкт-Петербурга. Также отмечено, как участниками данного обучения, так и преподавателями, проводившими данный мастер-класс, что методология проведения симуляционного обучения является самой современной, прогрессивной и высоко эффективной формой обучения, как для студентов, ординаторов, так и практикующих врачей. Итогом данного мастер-класса явилась договоренность с коллегами из Швеции о дальнейшем сотрудничестве в данном направлении.
Выводы
Оттачивая мастерство отработки практических навыков на симуляторах, в том числе в командной работе, врачи улучшают свой профессионализм и, как следствие, качество оказания медицинской помощи, что очень важно на сегодня в свете приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 203 н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
С привлечением иногородних и иностранных специалистов к реализации симуляционного обучения повышается общий уровень готовности профессорско-преподавательского состава к внедрению виртуальных технологий в педагогический процесс, модернизируется мышление в целом, совершенствуются и обогащаются педагогические компетенции преподавателей.
Елена Таптыгина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.