Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / Опыт подготовки студентов 6-го курса лечебного факультета к аккредитации на станции “диспансеризация”.

Опыт подготовки студентов 6-го курса лечебного факультета к аккредитации на станции “диспансеризация”.

Автор(ы): Белаш В.А., Лебедева А.А., Кривошеина Е.О, Богданова Л.Д., Литусова Л.Ю., Нема М.А., Тесовская М.О., Шапорова Н.Л., Трофимов В.И., Авраменко Е.А., Семенов С.А., Вахитов М.Ш.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ

Актуальность

Введение.
Мировая практика подготовки студентов медицинских ВУЗов в настоящее время характеризуется возрастающей ролью симуляционных технологий обучения. Внедрение в России практической части аккредитации выпускников, упразднение интернатуры как обязательного этапа обучения перед началом самостоятельной врачебной практики требуют адаптации учебной программы к новым условиям, придание ей большей прикладной направленности. Опыт подготовки студентов лечебного факультета к аккредитации позволяет наметить возможные пути реализации этой задачи.
Цель.
Оптимизация практической подготовки студентов к прохождению аккредитации на станции “диспансеризация”.

Материалы и методы

Методы.
Занятие с каждой группой студентов проводилось в учебной комнате симуляционного центра, которая имитировала кабинет врача общей практики и была полностью укомплектована в соответствии с требованиями паспорта станции.
Занятие проводил один, либо два инструктора. Студенты принимали участие в занятии в качестве пассивных слушателей или активных участников.

Результаты

Результаты.
По нашим наблюдениям, наиболее конструктивно и эффективно занятия проходили при соблюдении следующих условий: студенты заранее имеют доступ к оценочному листу, паспорту станции и осведомлены в целом о предстоящем практическом занятии. Максимальное вовлечение студентов в занятие, т.е.исполнение ими и роли врача, и роли пациента, значительно повышали их заинтересованность и сконцентрированность во время тренинга. При этом инструктор выполнял роль координатора, направляя студентов и кратко разъясняя каждый из обязательных элементов задания и корректируя ошибки.
По нашему глубокому убеждению, затраты времени в начале занятия на обязательное при других формах обучения теоретическое введение, разъяснения правил, рассказ о целях, методах диспансеризации, напоминание основ пропедевтики и т.п. нецелесообразны.
Основное затруднение студентов, связанное, вероятно, с отсутствием опыта подобной формы оценки знаний, в большей степени психологическое и связано с постоянным ожиданием от преподавателя оценки каждого этапа прохождения станции и побуждения к выполнению следующих. Также, студентам непривычен строгий хронометраж, наличие видеокамеры и сама обстановка, воспринимаемая как сочетание экзамена и игры. Это приводило к появлению непродуктивной активности и потери времени даже хорошо теоретически подготовленными студентами.
По нашему опыту, наиболее эффективна структура занятия, при которой инструктор самостоятельно демонстрирует прохождение станции, комментируя при этом все свои действия и упоминая типичные ошибки. Ключевым моментом является необходимость выполнения временного регламента. Это помогало студентам снять часть внутренней напряжённости и почувствовать необходимый ритм прохождения станции. После этого необходимо чтобы станция была пройдена студентами самостоятельно, желательно дважды. Первый раз инструктор направляет все действия студента согласно оценочному листу. Второй раз преподаватель только наблюдает и комментирует. Достаточно одного инструктора. Такое занятие проходит максимально интенсивно, требует от преподавателя очень высокого ритма, но при этом помимо непосредственно практики и ознакомления со станцией решает важную задачу: снимает психологическое напряжение студентов, обусловленное страхом перед новым условиям обучения и сдачи экзамена.

Выводы

Заключение.
Грамотное моделирование в учебном процессе типовых ситуаций значительно повышает мотивацию студентов, акцентируя их внимание на прикладном аспекте обучения. Кроме того, оно позволяет тренировать навыки работы врача.
Необходимо сделать практические занятия регулярными, ввести их в учебную программу и значительно расширить спектр моделируемых ситуаций. Представляется важным расширять темы симуляционных занятий от традиционных реанимационных, хирургических и общеврачебных манипуляций к рутинным клиническим ситуациям, затрагивающим коммуникативные аспекты врачебной деятельности и закрепляющим на практике алгоритмы действий. Например, амбулаторный прием, квартирный вызов, назначение и контроль различных видов лечения, прием больного в отделении скорой помощи и т.п.

Тема: Терапия
Мавлет Вахитов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: