Автор(ы): Гостимский А.В., Завьялова А.Н., Лисовский О.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Кафедра общей медицинской практики. Симуляционный центр. Санкт-Петербург
Актуальность
Успешная работа на станции профилактический осмотр позволяет определить навык организации и проведения профилактических медицинских осмотров здоровых детей разных возрастных групп: 1 месяц, 3 месяца, 9 месяцев и 6 лет, а также, санитарно- просветительской работы среди родителей. Необходимо оценить состояние здоровья и физического развития детей в соответствии с их возрастом и полом, и действующими нормативными документами.
Материалы и методы
Продолжительность работы на станции - 10 минут, из них непосредственно на работу 8,5 минут. Кабинет для испытаний имитировал кабинет участкового врача – педиатра. Перед входом на станцию испытуемый знакомился с заданием. В кабинете участкового педиатра его ожидал первый пациент с мамой. Симулированную мать выбирали из числа интернов, ординаторов, или кружковцев. Общение на станции происходило с симулированной матерью.
Результаты
Все испытуемые здоровались и представлялись, однако, не все доктора уточняли фамилию имя отчество мамы и ребенка, довольствовались исключительно возрастом пациента. Гигиеническая обработка рук и получение согласия на осмотр не вызывала затруднений. Некоторые, забывая о том, что находятся в рабочем кабинете врача – педиатра на входе оценивали безопасность, но в последующем ориентировались и действовали согласно сценарию. Затруднения как правило вызывал сбор аллергологического и вакцинального анамнеза (около 50% аккредитуемых вспоминали об этом пункте). Оценка длины тела и веса не вызывала затруднений, не все сразу измеряли окружности груди и головы, однако при попытке оценить физическое развитие по центильным таблицам, возвращались к измерениям. Термометрию, оценку кожных покровов, размеры большого родничка, аускультацию легких и сердца, осмотр наружных половых органов проводили все. Тургор тканей, состояние и распределение подкожно- жирового слоя, форму головы и грудной клетки, наличие деформаций, состояние слизистых полости рта и зева оценивали не все аккредитуемые. Оценка рефлексов врожденного автоматизма не вызывала затруднений. По сценарию вводные данные – что делает ребенок, дает помощник, а целесообразно, если аккредитуемый будет проговаривать самостоятельно, это особенно важно для начинающих врачей. Единицы не раздевали детей, и проводили термометрию поверх распашонки, так же и взвешивали и измеряли окружности ребенка. Однако, в чек листах пункт раздеть ребенка отсутствует.
Обсуждение
Наиболее длительно проходил осмотр детей раннего возраста, с оценкой рефлексов врожденного автоматизма. Некоторые проводили оценку сосательного рефлекса.
Неоднократно, после осмотра зева и полости рта шпатели отправляли не в соответствующие контейнеры для сбора медицинских отходов, а обратно к чистым шпателям.
Заключение о состоянии здоровья не вызывало затруднений, физическое развитие ребенка оценивали все.
В целом, времени для прохождения профилактического осмотра детей разных возрастных групп достаточно. Оценку кожи, формы головы и грудной клетки, отсутствие деформаций, и что мы видим у здорового ребенка при оценке рефлексов врожденного автоматизма целесообразно проговаривать испытуемому.
Выводы
Наш опыт проведения аккредитации педиатров показал необходимость отработки навыков профилактических осмотров детей всех возрастов в симуляционном центре.
Александр Гостимский
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.