Интерактивное обучение, как современная образовательная парадигма подготовки специалистов будущего

Автор(ы): Байдаров А.А., Южаков А.А., Шамарина А.С., Асташина Н.Б.

Город: Пермь

Учреждение: ФГАОУ ВО «ПНИПУ»

Актуальность

Интерактивное обучение, как современная образовательная парадигма, требует пересмотра традиционных методов и активного вовлечения обучающихся в сам процесс познания. Это предполагает не просто пассивное восприятие информации, а стимулирование их познавательной деятельности, когда каждый обучающийся становится активным участником, ищущим ответы, задающим вопросы и самостоятельно формирующим свое понимание материала. С одной стороны развитие коммуникативных навыков играет ключевую роль в этом процессе. Взаимодействие друг с другом и с преподавателем создает благоприятную среду для обмена идеями, обсуждения различных точек зрения и совместного поиска решений. Это также способствует развитию навыков аргументации, убеждения и эффективной презентации своих мыслей. Также критическое мышление, как неотъемлемая часть интерактивного обучения, позволяет анализировать информацию, оценивать ее достоверность и релевантность, а также формулировать собственные выводы и суждения. Этот навык особенно важен в современном мире, где объем информации постоянно растет, и необходимо уметь отличать факты от мнений и дезинформации.
Применение интерактивных технологий и симуляций реальных ситуаций делает обучение более наглядным, интересным и практическим. Они позволяют обучающимся применять знания на практике, экспериментировать с различными подходами и видеть результаты своих действий. Это также способствует развитию навыков решения проблем и принятия решений в условиях, максимально приближенных к реальным. Таким образом, интерактивное обучение становится не просто способом передачи знаний, а эффективным инструментом для формирования компетентных и востребованных специалистов.

Цель

Необходимо отказаться от предубеждений и подходов, когда все новое вызывает исключительные опасения, а сам образовательный подход ориентирован на исключительно традиционные мнения так называемых медиков-авторитетов. Инновации и прогресс в любой области, в том числе и в медицине, неизбежно требуют пересмотра устаревших догм и готовности к внедрению новых, более эффективных методов. Слепое следование традициям, игнорирование результатов современных исследований и отказ от критической оценки устоявшихся практик не только тормозят развитие, но и могут нанести вред пациентам. Важно создавать гибридную образовательную среду, в которой поощряется поиск новаторских решений, а студенты учатся оценивать информацию, опираясь на научные данные и здравый смысл, а не на субъективные мнения экспертов, которые в рамках появления новых сущностей в них уже могут не быть экспертами.
Вместо механического заучивания устаревших теорий необходимо стимулировать развитие критического мышления, аналитических способностей и умения адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Обучение должно быть ориентировано на приобретение практических навыков, необходимых для принятия обоснованных клинических решений. Важно подчеркивать, что медицина - это динамичная наука, требующая постоянного самосовершенствования и готовности к изменениям в том числе с учетом новых требований и вызовов.

Материалы и методы

Межпрофессиональное взаимодействие имеет важное значение для подготовки медицинских работников к эффективной работе в многопрофильных командах, улучшению результатов лечения и безопасности пациентов. В рамках подготовки медицинских кадров по специальностям "Стоматология" и "Лечебное дело" и осуществления взаимодействия междисциплинарных команд - группой исследователей были проведены эксперименты по интеграции VR и SMART-решений и робототехнических симуляторов высокого уровня реалистичности в комплексную образовательную платформу.

Результаты

По результатам работы отмечено, что межпрофессиональное симуляционное обучение фокусируется на развитии навыков общения, командной работы и развития навыков среди участников, что в конечном итоге повышает координацию и качество медицинской помощи. По итогам экспериментов было проведено анкетирование обучающихся и по результатам: 87% отметили, что эксперимент позволил им быстрее адаптироваться к новым вопросам и кейсам; 91% отметили, что применение гибридной системы ускорило их процесс подготовки и изучения материала; 95% подтвердили, что тренинг и применяемые методики тренируют навыки клинического мышления. При этом только для 27% был важен акцент на детализацию и максимальную реалистичность в VR, при этом 73% считают, что более важным этапный переход с повышением уровня реалистичности и сложности применяемых технологий.

Обсуждение

Современные интерактивные методы обучения и взаимодействия, основанные на активном участии пользователей в процессе получения знаний или решения задач должны в непрерывном медицинском образовании рассматриваться как гибридная платформа, которая позволяет интегрировать теоретические, практические знания и вместе с ними формировать соответствующую среду. Внедрение симуляционных технологий с возможностью многократной отработки навыков, включая сложные и редкие клинические случаи, позволяет как будущим, так и действующим врачам совершенствовать свои умения в безопасной и контролируемой обстановке. Виртуальные пациенты, реалистичные сценарии и возможность получения мгновенной обратной связи способствуют более глубокому пониманию процессов и улучшению клинического мышления.

Выводы

Коллаборация интерактивных решений с использованием современных технических платформ, применяемых в том числе для обмена опытом и знаниями и в совокупностью с адаптацией и применением с СППВР должны создать условия для непрерывного профессионального развития врачей и позволить им оставаться в курсе последних научных достижений и клинических рекомендаций. Интерактивные курсы и мастер-классы, проводимые ведущими экспертами в своей области, предоставят возможность получить ценные знания и навыки, не покидая рабочего места. ИИ-решения должны выступать с одной стороны катализаторами для ускорения процессов внедрений, адаптации, а с другой стороны должны играть роль драйвера для освоения новых подходов и принципов как процессе медицинского обучения, так и в процессе клинической работы.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Байдаров Андрей Александрович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: