Автор(ы): О.Д. Николина
Город: Гродно
Учреждение: УО "Гродненский государственный медицинский университет"
Актуальность
В практической работе врачи сталкиваются с острыми состояниями пациентов, требующими незамедлительного проведения экстренной и неотложной помощи. Медицинская помощь в экстренных ситуациях зачастую сопряжена с негоспитальными условиями, ограничением возможностей, сжатыми сроками, низким прогнозированием и высоким риском развития осложнений. Не все выпускники медицинских вузов владеют правильной методикой практических оказания экстренной неотложной помощи. Кроме того, не всегда молодые специалисты умеют применить теоретические знания на практике. Мероприятия по оказанию первой помощи носят сугубо хаотичный непоследовательный характер, что не соответствует современным стандартам по оказанию неотложной медицинской помощи. Несвоевременная и неправильно оказанная помощь может привести к возникновению серьезных клинических ситуаций и гибели пациентов. От момента начала и эффективности реанимационных мероприятий, умения работать в команде зависит процент выживаемости пациентов. Поэтому на первое место в обучении медицинскому мастерству выходит симуляционные технологии и профессиональные тренинги, включающие в себя базовые и углубленные навыки оказания неотложной помощи и командного взаимодействия.
Цель
Оценить влияние интерактивных симуляционных технологий на формирование устойчивых профессиональных компетенций, улучшение качества оказания неотложной помощи при обучении студентов медицинского университета в максимально приближенных к реальным условиям и клиническим ситуациям.
Материалы и методы
Использование симуляционного оборудования (манекены, тренажёры, симуляторы).
Проведение практических занятий по алгоритмам СЛР.
Сравнительный анализ до и после обучения.
Результаты
Результаты исследования и их обсуждение
Практическая работа врачей в современных условиях рассматривается как важнейший компонент профессионального мастерства. На протяжении всего времени обучения в Симуляционных центрах происходит контроль степени овладения навыками студентами, клиническими ординаторами, с последующим допуском к выполнению процедур на пациентах. На практическом занятии для студентов второго курса по теме: «Наблюдение и медицинский уход за пациентами при терминальных состояниях» использовалась клиническая ситуация с остановкой сердца. Студентам необходимо было провести оказание первой неотложной помощи с внедрением симуляционных интерактивных технологий. Была оценена как индивидуальная, так и командная работа студентов на станции.
Обсуждение
Задание для симуляционного тренинга
Окажите неотложную помощь пациенту с проведением реанимационных мероприятий.
Показания для сердечно-легочной реанимации
Диагностированное состояние клинической смерти.
Оснащение станции
• Манекен пациента, с возможностью проведения реанимационных
мероприятий (тренажер Recusci Ann с контроллером);
• мешок Амбу;
• коврик для манекена;
• салфетки марлевые стерильные;
• спиртовой антисептик;
• контейнер (лоток) для временного сбора медицинских отходов
Методика проведения СЛР
• Проверьте безопасность
• Проверьте сознание, осторожно встряхните за отворот одежды и окрикните пациента со словами: «Вы меня слышите?»
• Осмотрите ротовую полость, при наличии инородных тел, рвотных масс, удалите с помощью салфеток.
• Запрокиньте голову (прием Сафара) Проверьте дыхание (определение признаков жизни должно занять не более 10 с.):
а) склонитесь над открытым ртом пациента;
б) смотрите на движения грудной клетки
в) слушайте шум дыхания
г) ощущайте движение воздуха своей щекой
• Определите наличие пульса:
попытайтесь определить наличие пульса на сонной артерии (проводится одновременно с проверкой дыхания).
• Позовите на помощь, попросите вызвать скорую помощь или вызовите скорую сами, поставив телефон на громкую связь.
• Попросите принести дефибриллятор (при условии нахождения в медицинском учреждении).
• Расстегните одежду и немедленно начните непрямой массаж сердца, выполняйте непрямой массаж сердца и ИВЛ в соотношении 30:2
• Проведите искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) в количестве двух вдохов с помощью мешка Амбу.
• Сделать 30 компрессий грудной клетки Адекватная глубина (5-6 см) и частота (100-120 в мин) компрессий.
• Запрокидывание головы и два эффективных вдоха с помощью мешка Амбу (видимая экскурсия грудной клетки).
• Периодический контроль дыхания и пульса на сонной артерии (через каждые 4-5 цикла).
После внедрения симуляционных интерактивных технологий на занятии, студенты показали значительное улучшение в скорости и точности выполнения алгоритмов оказания неотложной помощи. Отмечается снижение количества критических ошибок. Большинство студентов отметили повышение уверенности в собственных действиях. Преподаватели заметили лучшую вовлечённость и интерес студентов к предмету.
Выводы
ВЫВОДЫ
Симуляционное обучение с применением интерактивных технологий доказало свою высокую эффективность в подготовке студентов к оказанию неотложной помощи. Вот несколько ключевых аспектов их влияния:
1. Повышение практических навыков использование симуляторов, виртуальной и дополненной реальности позволяет студентам отрабатывать алгоритмы действий в условиях, приближенных к реальным, без риска для пациентов.
2. Возможность выявлять, управлять, осознавать и ликвидировать ошибки возможность развивать способности обучающихся к быстрому принятию профессионально грамотных решений.
3. Развитие клинического мышления. Интерактивные деловые игры помогают студентам быстрее ориентироваться в нестандартных клинических ситуациях и принимать обоснованные решения.
4. Возможность освоения редких клинических ситуаций и отсутствие боязни у обучающихся причинить вред пациенту.
5. Улучшение вовлечённости и мотивации - симуляционные интерактивные технологии делают обучение более наглядным и интересным, что способствует лучшему усвоению материала и формированию устойчивых знаний.
6. Формирование командной работы, моделирование экстренных ситуаций в группах развивает навыки коммуникации и взаимодействия, что критически важно при оказании неотложной помощи.
Николина Ольга Дмитриевна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.