Конференции / РОСОМЕД-2025 - XIV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Повышение квалификации врачей функциональной диагностики: роль симуляционного центра в освоении комплексных навыков

Повышение квалификации врачей функциональной диагностики: роль симуляционного центра в освоении комплексных навыков

Автор(ы): Максумова Н.В., Фаттахов В.В., Юсупова Н.З., Терегулов Ю.Э.

Город: Казань

Учреждение: Казанская государственная медицинская академия - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Актуальность

Снижение летальности является одной из стратегических задач современного здравоохранения. Это обуславливает необходимость для каждого врача, независимо от специализации, владеть навыками оказания экстренной медицинской помощи, включая реанимационные мероприятия.
В условиях стремительного технологического прогресса и динамичных изменений в медицине актуальность непрерывного профессионального развития медицинских кадров возрастает. Общество нуждается в постоянном повышении квалификации, освоении новых компетенций и методик. Рынок постдипломного образования активно реагирует на эти вызовы, предлагая разнообразные программы: циклы переподготовки и повышения квалификации, мастер-классы, семинары. Образовательные учреждения, внедряя дистанционные компоненты и разрабатывая актуальные, востребованные программы, стремятся обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов.
Особое значение приобретает функциональная диагностика – отрасль, обеспечивающая оценку функциональных возможностей органов и систем с использованием безопасных и высокоинформативных инструментальных методов. Возможность многократного применения этих методов для различных категорий пациентов, включая детей и беременных, а также способность к количественной оценке нарушений и прогнозированию, подчеркивает её значимость.
Соответственно, к специалистам функциональной диагностики предъявляются высокие требования по владению современными технологиями и интерпретации результатов. Это обуславливает необходимость системного, практико-ориентированного обучения, ведущего к развитию аналитического мышления и творческого подхода, а также эффективного использования симуляционных центров для отработки комплексных клинических сценариев.

Цель

Предложить модель проведения практического занятия в симуляционном центре для специалистов функциональной диагностики, направленную на отработку клинических навыков и повышение квалификации.

Материалы и методы

Модель обучения предусматривает имитацию клинического случая, начинающегося с поступления пациента с ангинозными болями. Используется симулятор электрокардиографии для регистрации ЭКГ с признаками острого инфаркта миокарда, что позволяет оценить навыки наложения электродов, работы с аппаратурой и интерпретации кардиограммы. Далее, на симуляторе эхокардиографии отрабатываются сценарии "фокусной эхокардиографии" для выявления патологии и определения фракции выброса, а также полного эхокардиографического исследования. Для расширения кругозора и понимания сути манипуляций включается симулятор рентгенэндоваскулярных вмешательств (например, стентирование коронарных артерий). Обязательным компонентом является отработка навыков экстренной медицинской помощи на роботе-симуляторе, имитирующем жизнеугрожающие аритмии (с дефибрилляцией) и асистолию (с сердечно-легочной реанимацией и введением препаратов). Особое внимание уделяется правильности выполнения СЛР и работе с автоматическим наружным дефибриллятором.

Результаты

По завершении обучения в симуляционном центре, проведенного по предложенной модели, были зафиксированы значимые положительные изменения в восприятии обучающимися своих профессиональных навыков. В частности, многие курсанты отмечают возросшую уверенность в выполнении критически важных процедур, таких как проведение комплекса реанимационных мероприятий и регистрация электрокардиограммы. Эта уверенность охватывает как технические аспекты выполнения, так и способность оперативно действовать в экстренных ситуациях, что является прямым следствием практической отработки сценариев. Относительно освоения более сложных и специализированных методик, например, трансторакальной и чреспищеводной эхокардиографии, часть обучающихся выразила заинтересованность. Таким образом, результаты указывают не только на непосредственное улучшение базовых навыков, но и на стимулирование профессиональной мотивации к освоению расширенного спектра компетенций в рамках функциональной диагностики.

Обсуждение

Предложенная модель обучения в симуляционном центре является практикоориентированной и направлена на формирование комплексных навыков у специалистов функциональной диагностики. Включение в программу симуляции рентгенэндоваскулярных манипуляций, хотя и не являющихся прямыми обязанностями врача ФД, способствует расширению профессионального кругозора и глубокому пониманию междисциплинарных аспектов лечения. Особое внимание к отработке экстренной помощи подчеркивает значимость готовности к неотложным ситуациям. Отмеченный рост уверенности обучающихся в ключевых навыках и их заинтересованность в освоении сложных методик свидетельствуют об эффективности и привлекательности данного подхода к постдипломному образованию.

Выводы

Симуляционное обучение представляет собой эффективный и современный инструмент для повышения квалификации специалистов функциональной диагностики. Предложенная модель способствует развитию практических навыков, уверенности в проведении экстренных мероприятий и стимулирует интерес к углубленному освоению сложных диагностических методик, обеспечивая формирование высококвалифицированных кадров. Более того, принципы данной практико-ориентированной модели могут быть эффективно адаптированы для обучения диагностике и лечению широкого спектра заболеваний (например, неврологических, терапевтических, хирургических и др.) в рамках различных медицинских специальностей. Это позволяет формировать комплексные компетенции, охватывающие не только специализированные навыки, но и умение действовать в междисциплинарных и экстренных ситуациях, что делает симуляционное обучение универсальным и перспективным методом для обеспечения непрерывного профессионального развития медицинских кадров.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Неля Максумова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: