Автор(ы): Я.В. Шикунова, В.А. Желев, М.А. Егунова, Е.А. Линок
Город: Томск
Учреждение: ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Актуальность
Проблема организации эффективной коммуникации в сфере медицины приобретает в настоящее время особую актуальность (1). Навыки общения являются профессиональной компетенцией врача (2). Вместе с тем чёткого места, формы и объёма освоения этой компетенции в структуре подготовки медицинских кадров не определено (3).
Цель
Целью работы явилось внедрение навыков общения в образовательную программу ординаторов.
Материалы и методы
Исследование было проведено с мая 2024 года по март 2025 года на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России и включало анкетирование ординаторов по укрупнённой группе специальностей – «Клиническая медицина» — 31.00.00. до и после прохождения обучающего курса по навыкам общения в медицине. Для проведения исследования авторами был разработан опросник для выявления уровня знаний и умений в области навыков общения. В исследовании приняли участие 158 ординаторов (основная группа). В подгруппу исследования (после обучающего цикла) вошло 30 ординаторов. Для статистического анализа использовали пакет программ Statistica 12 с расчётом медианы (Me), использованием критерия Стьюдента и хи-квадрат, статистически достоверным считался уровень значимости p<0,05.
Результаты
По данным опроса в основной группе уровень знаний в области навыков общения оказался равным 3 баллом (Ме), что составило 60% от максимального, и был расценен как неудовлетворительный результат. Уровень умений был оценен в 1 балл (Ме) – 33,3% от максимума, что является неудовлетворительным. Общее представление о партисипативности оказалось на уровне 2 баллов (Ме), 66,7% от наивысшего результата, расценено как удовлетворительный показатель. Анализируя ответы на вопрос о роли пациента в лечебно-диагностическом процессе, было констатировано, что лишь 69 (43,7%) респондентов считают, что роль пациента в лечении не менее важна, чем роль врача, и пациент имеет право принимать равное с врачом участие. Вместе с этим, лояльное отношение к обучению навыкам общения высказали 151 (95,6%) ординатор.
Из основной группы исследования случайным образом были отобраны 30 ординаторов для прохождения авторского курса по навыкам профессионального общения в медицине. Обучение проходило на базе мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра в формате очных тренингов с участием симулированного пациент в объёме 36 академических часов (1 ЗЕТ). Уровень знаний, который был оценен после завершения последнего занятия, составил 5 баллов (Ме) – это максимально возможный результат. Уровень умений – 2 балла (Ме), 66,7% от максимума, соответствует удовлетворительному результату. Общее представление о партисипативности в группе исследования возросло до максимально возможных 3 баллов (Ме). После обучения 23 (75%) ординатора уверены, что роль пациента в лечении не менее важна, чем роль врача, и пациент имеет право принимать равное с врачом участие. Все участники этой подгруппы считают, что врача необходимо специально обучать навыкам общения.
При сравнении результатов двух групп выявлен явный рост показателей уровня знаний, умений, а также общих представлений о партисипативности после обучения (р˂0,001). Кроме этого, большое значение имеет выявленная в ходе исследования положительная динамика в восприятии пациента как равноправного с врачом участника лечебно-диагностического процесса (р= 0,02). Положительное отношение к обучению навыкам общения, сформированное ещё до обучения, лишь укрепилось (р= 0,3).
Выводы
Разработанный курс показал эффективность в части освоения навыков общения и формирования лояльного настроя к пациент-ориентированности.
Список литературы
1. Давидов ДР, Москвичева АС, Шубина ЛБ, Шикина ИБ. Проблемы коммуникации врача и пациента. Социальные аспекты здоровья населения [Интернет]. 27 июля 2023 [обновлено 25 августа 2023; доступ 10 февраля 2025];69(3). Адрес: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1479/30/lang,ru/ / Davidov DR, Moskvicheva AS, Shubina LB, Shikina IB. Issues related to doctor-patient communication. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya (Social aspects of Population Health) [Internet]. 2023 Jul 27 [updated 2023 Aug 25; cited 2025 Feb 10];69(3):[about 28 p.]. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1479/30/lang,ru/ (In Russian).
2. Cushing AM. Learning patient-centred communication: The journey and the territory. Patient Educ Couns. 2015 Oct;98(10):1236-42. doi: 10.1016/j.pec.2015.07.024.
3. Егунова МА, Шикунова ЯВ, Тонкошкурова АВ. Практико-ориентированный подход в обучении коммуникативным навыкам студентов медицинских вузов. Виртуальные технологии в медицине. 2024;3(41):181-3. / Egunova MA, Shikunova YaV, Tonkoshkurova AV. A Practice-Oriented Approach to Teaching Communication Skills to Medical Students. Virtual Technologies in Medicine. 2024;3(41):181-3. doi: 10.46594/2687-0037_2024_3_1866 (In Russian).
Шикунова Яна Владимировна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.