ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ IN SITU

Автор(ы): Э.В. Зимина, Н.К. Макарова

Город: Москва

Учреждение: Федеральный научно-практический центр подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения при кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

Актуальность

Современные запросы рынка труда сконцентрированы в одном термине – практикоориентированность, что определяет цель обучения специалистов в сфере здравоохранения как формирование умений и навыков трудовой деятельности на основе приобретенных знаний. Эффективное руководство медицинской организацией характеризуется оптимизацией практического использования управленческих знаний организаторами здравоохранения.
Формирования и совершенствования комплекса компетенций у выпускников профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" должно обеспечивать их готовность к осуществлению трудовой деятельности руководителя медицинской организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» (утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № 768н). Это обуславливает целесообразность поиска эффективных подходов к организации практической подготовки обучающихся по программам профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Цель

Для обеспечения практикоориентированности образовательного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России более 10 лет используется симуляционная технология in situ для подготовки будущих руководителей в привычной для них среде – непосредственно на их рабочем месте в медицинской организации.

Материалы и методы

Симуляция процессов управленческой деятельности в контексте трудовых функций и трудовых действий заведующего отделением или заместителя главного врача медицинской организации осуществляется посредством выполнения обучающимся аттестационной работы – выпускного проекта по теме "Управление ресурсами медицинской организации / структурного подразделения медицинской организации" на протяжении всего периода обучения.
С 2019 года на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России для подготовки аттестационной работы используется специально разработанный инструмент «Практикум», который представляет собой последовательность "шагов" принятия управленческого решения от постановки цели до формирования комплексного плана мероприятий с использованием таких инструментов менеджмента, как SWOT-анализ, целеполагание в соответствии с критериями SMART, StrAP и др. Каждый "шаг" включает задания, которые необходимо выполнить обучающемуся на фактическом материале медицинской организации / структурного подразделения медицинской организации по месту работы. В результате проработки всех заданий "Практикума" обучающимся отрабатывается алгоритм принятия управленческого решения на основе анализа реальных статистических показателей деятельности медицинской организации. Экспертная оценка результативности формирования компетенций выпускника программы профессиональной переподготовки осуществляется комиссионно с использованием специально разработанной шкалы по критериям, определенным для каждой из компетенций.

Результаты

За период с 2019 по 2021 год были проанализированы 93 проекта обучающихся программ профессиональной переподготовки, выполненных в командной и индивидуальной форме под руководством со стороны кураторов-преподавателей. По итогам защиты проектов средний балл в 2021 году суммарно составил 23,0 из 28 возможных, что почти на 10% выше значения 2019 года. Следует отметить, что в указанный период повысился как средний минимальный (на 26%), так и средний максимальный (на 5%) суммарный уровень значения баллов. При этом, к 2021 году значительно сократилось количество проектов, направленных на доработку и повторную защиту с учетом замечаний экспертной комиссии (2019 год – 7 проектов, 2020 год – 1 проект, 2021 – 1 проект). Стабильность результатов выпускных проектов слушателей и снижение замечаний комиссии экспертов позволяет говорить о потенциале воспроизводимости применения данной симуляционной технологии с позиций компетенностного подхода для подготовки управленческих кадров здравоохранения.

Обсуждение

На протяжении всего периода обучения обучающийся в привычной для него среде получает возможность интеграции теоретической и практической подготовки в процессе симуляции обоснования выбора и реализации управленческого решения на примере своей медицинской организации под руководством опытного куратора.

Выводы

Применяемая на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава симуляционная технология in situ позволяет обеспечить формирование у обучающихся необходимых компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" на основе полученных знаний и практического опыта использования инструментов принятия управленческих решений.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Наталия Макарова

Использование робот-ассистированных технологий при подготовке к прохождению аккредитации специалистов

Автор(ы): Байдаров А.А., Вронский А.С., Кабирова Ю.А., Лазарьков П.В., Шамарина А.М. Рудин В.В

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО "ПГМУ им.ак Е.А. Вагнера" Минздрава России

Актуальность

В настоящее время использование симуляционного обучения является неотъемлемой частью медицинской подготовки будущего врача. Активное использование роботизированных систем позволяет моделировать в безопасной для обучающегося и пациента образовательной среде и изучать эффективные навыки клинического общения многократно и стандартизированно. Для станции аккредитации «Сбор жалоб и анамнеза» были разработаны четкие измерения результатов освоения навыков общения с помощью проверенных систем оценки, аналогичные системы оценки используются и в роботизированных системах.

Цель

Целью исследования являлась оценка возможности использования медицинского тренажера человекоподобного робота (на базе антропоморфного робота Robo-C) в обучении и подготовки к сдачи первичной аккредитации выпускников медицинских образовательных учреждений.

Материалы и методы

В исследование вошло 100 студентов 6 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России. Последовательно все студенты проходили обучение для подготовки к станции аккредитации «сбор жалоб и анамнеза» с помощью симулированных пациентов - специального подготовленного к аккредитации СП сотрудника университета и Robo-C. Результаты прохождения оценивались с использованием метода анкетирования с последующей статистической обработкой результатов в программе Statistica 6.0

Результаты

Из 100 студентов лечебного факультета положительно сдали внутренний экзамен 93% студентов. Время прохождения станции было сопоставимо: от 6 до 8,5 минут и от 3 до 8,5 минут соответственно в группе СП -сотрудник и СП-робота (p=0,760). Согласно чек-листу аккредитации полностью прошли лишь 20в группе СП -сотрудник и 10 студентов в группе СП-робот соответственно (p=0,088). При прохождении станции с СП-сотрудником у 55% студентов было детализировано все 3 жалобы, у 38% детализировало 2 из 3, одну жалобу детализировало 7% студентов; при общении с роботом – все 3 жалобы детализировало 60% аккредитуемых, 2 жалобы – 35% аккредитуемых, 1 жалобу –5% студентов (p=0,415). При исследовании уровня стресса в первой группе высокий уровень стресса был у 4%, средний –60%, низкий – 36%; во второй группе 4, 62 и 34% соответственно (p=0,804). Результаты уровня

Выводы

Обучение с использованием антропоморфного робота на базе платформы Robo-C позволяет обучающемуся овладеть навыкам общения с пациентом в полном объеме согласно современному паспорту станции аккредитации «Сбор жалоб и анамнеза». Результаты сдачи экзамена на СП-роботе сопоставимы с результатами сдачи живому человеку СП-сотруднику. При взаимодействии с СП-роботом уровень стресса студентов статистически сопоставим с 1 группой, однако в абсолютных значениях отмечалась тенденция к снижению уровня стресса. Данная технология является перспективной, раскрывающей потенциалы современных форм обучения и динамично развивающейся. Результаты исследования показывают, что роботизированная система Robo-C может быть рекомендована к массовому использованию и внедрению в практико-ориентированном современном обучении.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Юлия Кабирова

Мобильное приложение «Учи Мед»

Автор(ы): Лисюков А.Н., Малацион М.С., Юсупов М.Р., Юсупов Р.Р., Гайнуллин Б.И., Анисимов А.А.

Город: Казань

Учреждение: ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ»

Актуальность

Изучение фундаментальных медицинских дисциплин представляет серьезную трудность для студентов-медиков. Недавние школьники, поступив на первый курс, сталкиваются с колоссальной разницей учебной нагрузки в вузе и в школе. Ввиду большого количества учебной литературы по одной дисциплине студенты не всегда понимают какой источник является наиболее предпочтительным. Также стоит отметить, что студенты тратят много времени на перемещения по городу между учебными здания, используя указанное время на изучение и повторение материала. Однако физически тяжелые учебники большого формата неудобно носить с собой. Отдельное внимание заслуживает дефицит квалифицированных кадров на фундаментальных кафедрах. Вышеуказанное может свидетельствовать о потребности рынка медицинских образовательных услуг в качественных онлайн-сервисах медицинского образования. Одним из сервисов, претендующих на данную роль, является мобильное приложение «Учи Мед», доступное в App Store и Google Play.

Цель

Оценить динамику скачиваний мобильного приложения за 2020–2023 гг. из магазинов приложений, а также изучить опыт пользования данным онлайн-сервисом студентами-медиками на основе обратной связи от пользователей и отзывов в магазинах приложений.

Материалы и методы

iOS-версия онлайн-сервиса «Учи Мед» впервые была опубликована 21 сентября 2020 года, Android-версия – 6 октября 2021 г. Первоначальным названием приложения было «Учи Анат», поскольку среди доступных образовательных курсов была лишь нормальная анатомия. При разработке приложения главным препятствием на старте был поиск качественных анатомических иллюстраций. Проблема была решена использованием анатомических иллюстраций, взятых из атласа по анатомии Йоханнеса Соботты 1922 года выпуска. В связи с давностью выпуска атласа и смерти автора все иллюстрации находятся в свободном доступе (public domain). Их использование в приложении не нарушает авторских прав, что было подтверждено перепиской с издательством ELSEVIER, которому принадлежат права на современные издания анатомического атласа Соботты. Краткие конспекты и тестовые вопросы были составлены ассистентом кафедры нормальной анатомии ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России А.Н. Лисюковым. В 2022 г. началась запись новых образовательных курсов в студии «Джалинга», находящейся в стенах Казанского ГМУ. Лектором курса по гистологии выступил профессор В.В. Валилулин, по биохимии – профессор Р.Ф. Байкеев, по физиологии – профессор Р.Р. Нигматуллина. Одновременно с этим осуществлялась разработка анатомической 3D-модели опорно-двигательного аппарата, главным преимуществом которой является цветовое выделение анатомических образований и наличие голосового помощника, которого мы назвали «3D-репетитор».

Результаты

На момент написания тезиса общее количество скачиваний «Учи Мед» за 2020–2023 гг. из магазинов приложений App Store и Google Play превысило 150 000 единиц. Средняя оценка приложения в App Store – 4.7. Также в этом магазине приложений получено 104 отзыва, их них положительных – 80, хороших – 12, удовлетворительных – 5, негативных – 2, резко негативных – 5. в Google Play средняя оценка составляет 4.35 баллов. В этом магазине приложений получено 164 отзыва, их них положительных – 113, хороших – 20, удовлетворительных – 8, негативных – 5, резко негативных – 18. Результаты интервьюирования пользователей онлайн-сервиса также в целом показали положительный результат. Пользователями была оценена сама идея подобного онлайн-сервиса, удобство обучения с использованием 3D-модели, а также средства контроля полученных знаний.

Обсуждение

На взгляд авторов онлайн-сервис «Учи Мед» закрывает многие проблемы и «боли» студента-медика. Ряд отзывов свидетельствуют, что для успешной сдачи дисциплины достаточно материалов приложения, однако, как полагают авторы, данное обстоятельство сильно зависит от учебной программы того или иного вуза, а также от требований конкретного преподавателя.

Выводы

Онлайн-платформа «Учи Мед» не является основным источником информации для обучающихся медицинских вузов и ссузов, однако, зарекомендовала себя в качестве дополнительного образовательного ресурса для самостоятельной подготовки студентов. Оценка и отзывы приложения позволяют судить о высоком качестве образовательных материалов.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Артур Лисюков

Современное медицинское образование и новое поколение студентов.

Автор(ы): Танишина Е.Н., Бахарев И.В., Танишин Е.С.

Город: Рязань

Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ И. П. Павлова Минздрава России

Актуальность

Z-поколению достаточно трудно сконцентрироваться на одной идее и удерживать ее в поле внимания продолжительное время, у них есть определенные особенности мышления - клиповое. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Поэтому для повышения эффективности передачи педагогом информации и улучшения восприятия ее учениками, совершенно необходимо искать новые пути работы.
Совершенно очевидно, что одной из важнейших проблем современного образования является недостаточный уровень владения компьютерными технологиями педагогами, которым необходимо не отставать от технического прогресса, уверенно и массово внедрять в разные фрагменты урока ИКТ-составляющую, где могут быть использованы компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.п., при этом соблюдать умеренность.
Безусловно, классический образовательный процесс никто и ничто не заменит, но, тем не менее, жизнь не стоит на месте и мы идем вперед.
Формирование познавательной активности, накопление знаний студентов медиков «Поколения Z» происходило в эру цифровых технологий, что оказало отрицательное влияние на их психофизические характеристики, критически важные в образовательном процессе. Так, например, цифровое поколение испытывает значительные трудности при концентрации внимания, не желает прилагать усилия для переработки информации, не способно воспринимать большие объемы информации, нацелено на получение «вознаграждения» в процессе обучения, быстро теряя интерес к предмету, если награда или бонус не предусмотрены или же не предоставляются в желаемом им объеме. Также, Z-поколение запоминает не саму информацию, а путь к ней.
Многих преподавателей волнует вопрос: «Как повысить вовлеченность медицинских студентов «Поколения Z» в образовательный процесс?».
Конечно, сегодня есть запрос на новые технологии, так как студенты приходят и видят, по их мнению, унылую атмосферу, которая не «зажигает». Это не значит, что надо «танцевать» перед студентами, но нужно быть для них интересным. Это способствует тому, что преподаватель - источник знания, станет вызывать уважение и желание подражать, а это психологически необходимый фундамент для любого обучения.

Цель

Актуализировать академическую систему современного медицинского образования для нового поколения студентов.

Материалы и методы

Чтобы повысить эффективность обучения, учитывая особые запросы Z-поколения студентов и специфические черты эпохи, можно было бы предложить использование следующих технологий:
1) На лекциях переходить к диалогу и интерактиву (использование триггеров и анимаций в презентации, отсыл на ресурсы мгновенной обратной связи через QR код);
2) Обучение через медицинские тренажеры и симуляторы;
3) Обучение через интерактивные аудиовизуальные тесты;
4) Обучение через погружение в игровой мир.

Результаты

Какие результаты дают «гибкие» методы в обучении?
- повышают навыки самообразования и саморазвития;
- улучшают мотивацию к обучению;
- развивают умение делать осознанный выбор в профессии;
- дают опыт успешного взаимодействия с другими;
- развивают навыки общения и умение коммуницировать.

Обсуждение

Вот новые правила, которые преподавателям можно применять в обучении студента медицинского вуза:
1. Мыслите диджитально. Люди Z привыкли использовать технологии с рождения, и на занятиях хотят получать быстрый доступ к нужной информации. Преподаватель на своей странице в соцсети или в общем чате может порекомендовать студентам посмотреть что-то интересное по своему предмету.
2. Делите и структурируйте. Длинные лекции - не лучший формат для поколения Z, которое привыкло отвлекаться на соцсети и работать в режиме многозадачности. Разделение задачи на сегменты увеличивает вовлеченность обучающихся. Делите двухчасовую лекцию на четыре небольших интервала по 30 минут. Можно чередовать активный диалог и лекцию - начните занятие с десятиминутного разговора, потом дайте задание, а затем опять пообщайтесь.
3. Используйте инфографику. Поколение Z любит общаться мемами, эмодзи и картинками. Используйте их визуальное восприятие и представляйте информацию в формате диджитал-инфографики, добавляйте в занятия видео.
4. Пересмотрите коммуникации. Поколение Z считает e-mail формальностью и ждет моментальные ответы на свои сообщения. Используйте мессенджеры и видеосвязь для коммуникации - общайтесь вне занятий.
5. Организовать формат обучения, доступный в первую очередь на смартфонах. Дайте возможность учиться в любом месте.
6. Давайте обратную связь. Поощряйте студентов, аргументированно критикуйте или направляйте, побуждайте к глубокому изучению предмета.
7. Награждайте часто. Поддерживайте и мотивируйте очками или оценками за проекты и за своевременное достижение целей.
8. Ставьте перед студентами конкретные задачи, четко формулируйте. Z-молодежь страдает расфокусом внимания - они могут взяться за многое, но сделать не в полном объеме.
9. Не вступайте в острые конфликты. Они любят отстаивать свою точку зрения и иногда делают это резко. Им сложно сразу воспринимать незнакомых людей как высококлассных профессионалов. Авторитет «зетовцев» лучше завоевывать маленькими шагами.
10. Использование геймификации зажигает дух соперничества и делает учебу увлекательной.
12. Учитывайте Twitter-эффект. Масштаб любой работы уменьшается. Студент просто не понимает, зачем долго говорить, если можно произнести пару ключевых фраз. Поколение Z хочет жить быстро.

Выводы

Чтобы воплотить вышеуказанные образовательные технологии, потребуется воспитать новое поколение активных преподавателей.
При обучении Z-поколения стоит помнить, что это поколение, которое не только испытает, но и будет пользоваться в обычной жизни нанотехнологиями, трехмерной печатью и беспилотными автомобилями. Они с легкостью осваивают технологии и не представляют мир без digital. Поэтому важнее не передать им теоретические знания, а научить исследовать и познавать мир.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Елена Танишина

Дополненная и управляемая виртуальные реальности, как способы обучения врачей акушеров-гинекологов на базе симуляционного центра

Автор(ы): Орлов Ю.В., Кугуракова В.В., Мухаметханов И.Р.

Город: Казань

Учреждение: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России

Актуальность

Для обучения врачей акушеров-гинекологов в Казанском ГМУ с успехом используются «анатомические модели», «система ситуационных задач», традиционно применяемые в акушерстве и гинекологии. Используются «ролевые игры клинического типа», которые позволяют совершенствовать навыки клинического мышления. Хорошо зарекомендовали себя «компьютеризированные манекены», «экранные и виртуальные симуляторы», позволяющие имитировать ответную реакцию. Широко используется «визуализация элементов учебного процесса на базе виртуальной обучающей среды». Благодаря тому, что теоретические материалы, а также лекции, видеоролики, элементы тест-контроля размещены на образовательном портале Казанского ГМУ, практикоориентированость на занятиях с врачами доведена до 90% учебного времени.
В аккредитационно-симуляционном центре Казанского ГМУ, созданном в 2018 году для обучения врачей ряда специальностей был аккумулирован весь предыдущий опыт и новейшие достижения в области симуляционного обучения.
При этом вершиной технической реализации симуляционного обучения стал «модуль дополненной 3D виртуальной реальности», который позволяет увидеть весь процесс «изнутри». Это особенно важно при отработке практических навыков с введением рук акушера или инструментов в физиологические полости, невидимые извне. Тем не менее и такая форма образовательного процесса имеет свои недостатки.
К ним, например, можно отнести наличие только одного сценария - «Дистоция плечиков». При этом обучающийся является лишь «наблюдателем» и «повторителем» и не осуществляет никакого воздействия на сам процесс. Также невозможно изменить антропометрические параметры виртуального манекена, плода, длительность процесса, поменять алгоритм действий. Виртуальное обучение никак не связано с физическим манекеном. И в это же время, все что врачи отрабатывают на роботе невозможно увидеть в виртуальной реальности. К сожалению, невозможно работать в команде. Только «инструктор» – «ученик». Изображение процесса не выводится на общий экран и невозможно совместно обсуждать сценарий в реальном времени.

Цель

В связи с этим, было принято решение о разработке и создании «модуля УПРАВЛЯЕМОЙ 3D виртуальной реальности», интерактивного VR-приложения, демонстрирующего все фазы естественных родов. В последствии, на его базе планируется создание специализированных приложений не только для обучения акушерско-гинекологическим манипуляциям при нормальных и осложненных родах, но и для комплексного прогноза течения и исхода естественных родов.

Материалы и методы

Для разработки была выбрана Unity – система разработки интерактивных приложений, называемая среди разработчиков «игровым движком», являющаяся бесплатным и одним из наиболее популярных вариантов для разработки видеоигр, имеющих низкий порог входа, что позволяет начать разработку в кратчайшие сроки.
В качестве гарнитуры виртуальной реальности была выбрана гарнитура Pico Neo 3 Pro – качественное и в то же время бюджетное решение китайской промышленности, оснащенное системой трекинга рук Stereo IR 170 Evaluation Kit от компании Ultraleap. Система трекинга руки имеет широкий спектр зрения и хорошо распознаёт различные жесты.
Использование трекинга рук – довольно новый подход при разработке VR-приложений, имеющих большой потенциал, особенно для обучающих приложений, так как позволяет добиться большей иммерсивности за счёт более естественного способа взаимодействия с виртуальным миром.

Результаты

Ключевая функция приложения позволяет в режиме реального времени менять параметры роженицы и ребенка для прогнозирования вероятности естественного прохождения плода по родовому каналу, а при проблемных родах визуализировать сценарий, когда плод не может самостоятельно пройти по родовым путям женщины и необходимо оперативное абдоминальное родоразрешение. В ходе работы были реализованы анимации, демонстрирующие различные фазы хода естественных родов на всех этапах первого, второго и третьего периода в нескольких вариациях, в зависимости от размера таза роженицы. В том числе, были анимированы физиологические процессы изменения анатомических структур роженицы и плода во время родов, такие как: опускание плода во вход в таз перед родами, подготовка шейки матки к родам, сглаживание и открытие шейки матки во время родов, прохождение головки по родовым путям, согласно биомеханизму родов, в зависимости от предлежания головки и таза плода и многие другие.
Для обучения пользователя управлению через жесты рук реализован подход точного повторения за виртуальными руками. Важной частью обучающего процесса является разработанный плеер, который позволяет запускать симуляцию процесса родов с любой значимой точки для лучшего понимания отдельных этапов.

Обсуждение

Представляется возможным дальнейшее расширение использования VR-технологий на всех уровнях образовательного процесса: специалитета, ординатуры, повышения квалификации специалистов и профессиональной переподготовки. На сегодняшний день ставится задача модернизации представленного комплекса и адаптация его к требованиям первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов.

Выводы

Все вышеперечисленное открывает новые возможности применения инновационных методов обучения в образовательном процессе высшей медицинской школы на базе VR-технологий. Расширяются перспективы использования обучающего комплекса также и в прикладных медицинских целях для возможного прогноза течения и исхода физиологических и осложненных родов, проходящих через естественные родовые пути.

Кугуракова В.В., Мухаметханов И.Р. ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Казань

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Юрий Орлов

Кейс-технологии как оценочное средство при государственной итоговой аттестации бакалавров сестринского дела

Автор(ы): Лапик С.В., Сагадеева Е.М., Петухова Л.Н.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Перед нами еще десять лет назад при подготовке оценочных матертиталов для государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников бакалавриата по сестринскому делу в соответствии с компетентностным подходом встал вопрос о том, каким образом оценить умения и владения выпускника, сформированные в рамках общепрофессиональных компетенций и профессиональных компетенций научно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, этой задаче наиболее соответствует такой оценочный материал как кейс, включающий задачи из клинической сестринской практики, психолого-управленческой и педагогической практик.

Цель

данной публикации это обмен опытом использования кейс-технологий, включающих симуляционныетехнологии демонстрации практических умений и владений выпускника бакалавра ОПОП ВО по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело в Тюменском ГМУ как оценочного средства на государственной итоговой аттестации (ГИА).

Материалы и методы

Перечень аттестационных испытаний, входящих в состав государственной аттестации итоговой выпускников бакалавров в Тюменском ГМУ включал:
1. Государственный экзамен:
I этап – Междисциплинарное тестирование:
Этот этап предусматривал оценку знаний по компетенциям ОПОП ВО бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело
II этап – Собеседование по междисциплинарным задачам с демонстрацией практических умений, защита портфолио.
На этом этапе членами ГЭК оценивались практические умения и владения по общепрофессиональным и профессиональным компетенциям по междисциплинарным задачам (клиническим ситуациям)

Результаты

В связи с отсутствием федеральных рекомендаций и оценочных материалов для ГИА по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело методическим советом по направлению подготовки Сестринское дело, кафедрами, реализующими ОПОП ВО бакалавриата проводилась активная работа по созданию и актуализации фонда оценочных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников, а также подготовка студентов к государственной итоговой аттестации. При разработке ФОМ для ГИА использовался компетентностный подход. Фонды оценочных материалов для государственного экзамена включали 40 кейсов, которые мы условно называем "Один день работы отделения соответствующего профиля медицинской организации" . Это поликлиника, хирургический, терапевтический стационары, психиатрическое, педиатрическое отделения, инфекционный стационар. В кейсы включены задания по клинической сестринской практике, организационно-управленческой деятельности, педагогической деятельности в соответствии с индикаторами достижения компетенций. Симуляционные практические умения клинической сестринской практики студенты будут демонстрировать на фантомах и муляжах. Организационно-управленческие cимуляционные практические умения студенты будут демонстрировать на макетах документов, психолого-педагогические практические умения будут демонстрировать при симуляции разработки программ подготовки сестринского персонала и школ здоровья. Всего в ГИА включено 39 междисциплинарных клинических ситуаций. Все клинические ситуации актуализированы в соответствии с новыми требованиями к санитарно-эпидемиологическому режиму, документационному обеспечению сестринской деятельности, в них включены умения базовой сердечно-легочной реанимации и коммуникативные умения в рамках имитационных технологий Школ здоровья и Школ для пациентов. Все материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации, включая репетиционное тестирование, размещены в ЭОС для самоподготовки студентов.. В течение учебного года с выпускниками проводились занятия по практическим навыкам на симуляторах и муляжах в центре практических навыков и медсестринской лаборатории.

Обсуждение

Выпускники ОПОП ВО по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело ТюмГМУ имеют необходимый объем теоретических знаний и практических умений и владений, 90% уже имеют практический опыт, хорошо подготовлены к самостоятельной работе в качестве руководителей сестринских служб структурных подразделений медицинских организаций, специалистов по профилактике, реабилитации и паллиативной помощи, преподавателей.
Все выпускники ориентированы по основным направлениям развития здравоохранения в Российской Федерации и регионе, новым нормативным и распорядительным документам Правительства, Министерства здравоохранения РФ в области охраны здоровья граждан, организации медицинской помощи. Вместе с тем, государственной экзаменационной комиссией по результатм взаимодействия с выпускником в процессе решания кейса, отмечены у ряда бакалавров, имеющих невысокий средний балл за весь период обучения недостаточные знания клинической терминологии, умений вычленять главные и второстепенные клинические синдромы и симптомы, интерпретации абсолютных и относительных показателей. Причиной этого явилось обучение с использованием дистанционных образовательных технологий вследствие неблагоприятной эпидемиологической обстановки на младших курсах и условия работы медицинских организации, в которых студенты проходили практическую подготовку.

Выводы

ГЭК даны рекомендации кафедрам, преподающим дисциплины и руководящим практиками, участвующим в формировании компетенций организационно-управленческой деятельности и клинической сестринской практики ОПОП ВО актуализировать УМК в части нормативно-правового обеспечения сестринской деятельности, активно взаимодействовать в этой работе с практическим здравоохранением региона с учетом перспектив трудоустройства бакалавров по новой номенклатуре должностей.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Светлана Лапик

Актуальность разработки VR-модуля «Экипировка персонала в чистых помещениях» как элемент VR-курса «Специалист GMP-производства»

Автор(ы): Бахрушина Е.О., Шумкова М.М., Сахарова П.С., Мельник Е.В., Раменская Г.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Актуальность

Сегодня в рамках проводимой политики импортозамещения отечественная фармацевтическая отрасль переживает небывалый подъем. Создаются новые производственные площадки российских фармацевтических компаний, R&D лаборатории, занимающиеся разработкой инновационных отечественных препаратов, также наращиваются производственные мощности дженериков и биоаналогов препаратов компаний, покинувших рынок. Реализация планов и стратегий государства невозможна без своевременной подготовки профессиональных кадров, полностью покрывающих потребность отрасли.
Крупнейшая фармацевтическая консалтинговая компания Quality Excutive partners (QxP), имеющая непревзойденный технический опыт и предлагающая интегрированные решения в области GMP для мировых лидеров фармацевтической отрасли отмечает, что «обучение персонала производственным процедурам имеет решающее значение для оптимизации производства в XXI веке».
По мнению журнала Forbes, работодатели, использующие VR, обучают сотрудников на 56% быстрее.
На сегодняшний день в мире известно более ста VR-программ для обучения персонала фармацевтических компаний и биотехнологических производств. Так, лидеры рынка, компания Novartis в 2017 году, первыми среди мировой бигфармы, внедрили VR-технологии в обучение сотрудников, создав программу, посвященную драгдизайну и молекулярной визуализации. «Мы предпочли бы быть лидерами в этом процессе и помогать формировать его будущее, чем ждать», — говорит Виктор Хорнак (Viktor Hornak), исследователь в отделе Global Discovery Chemistry в Институте биомедицинских исследований Novartis.
Как мы видим, VR-технологии активно внедряются в решение повседневных задач лидерами рынка, консалтинговыми компаниями в области фармацевтики. Однако университеты еще не включились в этот процесс – считанное количество ВУЗов в мире разрабатывают собственные приложения виртуальной реальности и используют их в учебном процессе.
Таким образом, мы предлагаем «обогнать время» - предоставить студентам уникальную возможность получить и отработать необходимые навыки и операционные процедуры во время тематических учебных занятий, проработав реальные производственные ситуации и кейсы - пройти эффективную профориентацию в стенах Университета, что, несомненно, сделает их более полноценными профессионалами отрасли после выпуска.

Цель

Обоснование актуальности создания VR-курса «Специалист GMP-производства», предназначенного для обучения студентов по специальности "Фармация".

Материалы и методы

Российские медицинские и фармацевтические университеты ежегодно выпускают более 10 тысяч молодых специалистов, однако отсутствие возможности прохождения практик на реальных производственных площадках для 100% выпускников делает ввод их как новых сотрудников в работу производств отложенным.
Предложено решение – использовать VR-технологии в обучении студентов по специальности «Фармация» для формирования не только знаний о работе производств, но и получения умений и отработки навыков базовых действий сотрудников фармацевтических производств и отраслевых компаний. Эта идея легла в основу VR-курса «Специалист GMP-производства», по замыслу авторов состоящего из модулей, освещающие все виды работ и навыков, необходимых для сотрудника фармацевтических заводов.

Результаты

Разрабатываемый в настоящее время VR-модуль «Экипировка персонала в чистых помещениях» является первым наполнением создаваемого курса. Тема модуля выбрана не случайно – переодевание персонала при переходе из чистых помещений разных классов – базовый навык, востребованный на производствах любого уровня – включая биотехнологические и радиофармацевтические заводы, продукция которых является высокоприоритетной для государства.
При этом, в настоящее время, учебные программы по профильным дисциплинам включают только получение знаний об экипировке персонала для чистых помещений – так как все ведущие российские производства работают в рамках Надлежащих практик (GMP) – и посещение их крупными группами студентов в рамках стажировок и экскурсий невозможны.
К разработке VR-модулей привлечены не только лучшие методисты и профессорско-преподавательский состав Университета, но и представители отрасли. Сегодня при разработке VR-модуля «Экипировка персонала в чистых помещениях» консультационные услуги и критические замечания разработчикам дают специалисты крупнейших российских фармацевтических компаний.

Обсуждение

Создавая VR-модули, охватывающие широкие профессиональные компетенции, происходит трансляция лучших практик – и повышение уровня подготовки специалистов не только в Сеченовском Университете, но и во многих региональных отраслевых ВУЗах. При этом трансфер образовательной технологии не требует переобучения или стажировок НПР, ответственных за реализацию образовательной программы на местах – прокторинг закладывается в VR-программу при разработке, что способствует независимой и объективной оценке получаемых навыков обучающимися.
На сегодняшний день The Immerse VR предлагает наиболее широкую библиотеку VR-модулей для компаний и производств, в том числе фармацевтической отрасли. Среди них есть как модули для отработки операционных процедур, так и модули, посвященные правильно коммуникации в компании, личной безопасности, поведения в экстремальных ситуация, модули для тимбилдинга, оказания первой доврачебной помощи и тд. Необходимо отметить, что, как и разрабатываемые в Сеченовском Университете, эти VR-программы имеют встроенный прокторинг, что позволяет внедрять их на различные площадки при наличии только технологических требований, без необходимости методического сопровождения и оценки сотрудников.

Выводы

До конца 2023 года планируется обучить 200 студентов специалитета по разработанной программе ДПО «Экипировка персонала в чистых помещениях», до конца 2025 года – планируется создание еще минимум 10 образовательных модулей в рамках VR-курса «Специалист GMP-производства», охватывающие разные компетенции профессионала фармацевтики.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Елена Бахрушина

Технологии виртуальной реальности в обучении студентов по специальности «Фармация»

Автор(ы): Бахрушина Е.О., Мельник Е.В., Гегечкори В.И., Раменская Г.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Актуальность

VR-технологии в процессе обучения студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений способствуют качественной отработке профессиональных навыков студентами, служат для демонстрации макро-процессов или визуализации внутренних процессов, обеспечивают качественный контроль знаний, умений и навыков в автоматическом режиме.
С 2021 по 2022 год в Институте фармации им. А.П. Нелюбина Сеченовского Университета проводилась разработка программного модуля "Фармацевтическое производство", позволяющее студентам погружаться в профессиональную деятельность сотрудников фармацевтического производства - отдела контроля качества и технологических участков по производству наиболее востребованных лекарственных форм - таблеток, суппозиторий, парентеральных растворов.

Цель

Целью проекта было создание инфраструктуры и обеспечения методической базы для внедрения VR-модуля в учебный процесс по дисциплинам «Частная фармацевтическая технология» и «Специальная фармацевтическая химия», оценка полученных результатов.

Материалы и методы

Разработка программы велась сотрудниками кафедр фармацевтической технологии и фармацевтической и токсикологической химии им. А.П. Арзамасцева Института фармации им. А.П. Нелюбина совместно со специалистами отдела виртуальной и дополненной реальности Института электронного медицинского образования Сеченовского Университета.
В результате была разработана и зарегистрирована программный модуль, включающий себя отработку студентами двух профессиональных ролей - "специалист отдела контроля качества" и "технолог", по трем направлениям - "производство и оценка качества таблеток", "производство и оценка качества суппозиториев", "производство и оценка качества парентеральных растворов".
В 2022 году на базе Научно-образовательного исследовательского центра "Фарма-Премиум" Сеченовского Университета был создан VR-класс для проведения занятий с использованием виртуальной реальности с группами студентов до 20 человек. Благодаря современному оснащению, одновременную отработку навыков в VR-тренажерах могли осуществлять от 6 до 8 студентов.
С ноября по декабрь 2022 года занятия в VR-классе были введены в расписание учебных занятий студентов 5 курса, обучающихся по специальности "Фармация". Всего в режиме отработки умений за отведенный период было обучено 200 студентов.

Результаты

Программный модуль "Фармацевтическое производство" включал визуализацию работы различного оборудования, задействованного в технологическом процесс производства лекарств, а также в оценке их качества, а также кейсы, необходимые для решения обучающимися.
Кейсы представляли собой ситуационные задачи, взятые из производственной практики, в которых обучающемуся необходимо было проанализировать массив данных, полученных после испытания или в процессе проведения технологии, сопоставить полученные результаты с требованиями нормативной документации и сделать правильное заключение.
Необходимые для оценки качества общие фармакопейные статьи (ОФС) из действующей Государственной Фармакопеи XIV издания были также загружены в массив данных программы и визуализировались на виртуальном планшете в руках юнита.
Разработанный программный модуль позволял выполнять работу преподавателей и студентов в трех режимах - "демонстрации", "практических навыков с прокторингом" и "экзамена". В режиме демонстрации прохождение проигрываемой роли и выполнение профессиональных функций осуществлял преподаватель или тьютор, а изображение с VR-шлема передавалось на экраны класса или транслировалось иным способом при дистанционном присутствии обучающихся. В задачи тьютора в процессе демонстрации входило комментирование собственных действий и при необходимости обоснование выбора и корректности сделанных выводов.
В режиме "практических навыков с прокторингом" обучающиеся выполняли действия в виртуальной реальности самостоятельно, а программа разработанного модуля давала обратную связь по ошибкам, правильным ответам и корректности проводимых действий. Прокторинг осуществлялся не только программным обеспечением, но и преподавателем, присутствующем на проводимом занятии в VR-классе.
Режим "экзамена" подразумевал самостоятельное прохождение обучающимися профессиональной роли и решения кейсов, программное обеспечение проводило подсчет баллов обучающегося, путем вычета определенного количества баллов из суммы в 100, данной каждому студенту при начале прохождения.

Обсуждение

На сегодняшний день преподавание дисциплин «Частная фармацевтическая технология» и «Специальная фармацевтическая химия» для студентов пятого курса осложняется ограниченным количеством лабораторного оборудования для оценки качества лекарственных форм, отсутствием доступа к промышленному оборудованию или посещения во время занятий работающих фармацевтических производств, ввиду невозможности обеспечения качества производимых лекарств согласно Надлежащим практикам при посещении участков крупными студенческими группами.
При применении VR-технологий 100% обучающихся на курсе, включая иностранных обучающихся, смогли визуализировать фармацевтическое производство и лаборатории отдела контроля качества, провести манипуляции с виртуальным оборудованием, решить реальные производственные задачи, погрузиться в профессиональную деятельность.
После проведения практических занятий в VR-классе с ноября по декабрь 2022 года, среди студентов, прошедших обучение, было проведено анкетирование.
100% обучающихся позитивно отозвались о возможности введения занятий в VR-классе в ходе учебного процесса. 85% прошедших обучение отметили, что занятие в виртуальной реальности помогло им в профориентировании, а еще 78% респондентов показали улучшение качества знаний и навыков.

Выводы

Безусловные перспективы имеет введение VR-технологий в учебный процесс студентов, обучающихся по специальности "Фармация". Однако, внедрение подобных технологий требует от учебных заведений обеспечения материальной-технической базы - создание VR-классов, закупку, настройку оборудования для виртуальной реальности, а также обучение НПР.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Елена Бахрушина

Инновационный обучающий тактический тренинг «уChEния»

Автор(ы): С.В. Ходус, В.С. Олексик, Е.С. Борзенко, И.В. Долгина, А.С. Шульга, И.Г. Долженкова, А.Ю. Гапонов, А.С. Абулдинов.

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Актуальность

Симуляционные и дистанционные технологии играют важную роль в обучении медицинских специалистов, однако их эффективность и применение в практике требуют постоянного совершенствования для эффективного развития дистанционной медицинской консультации. Совместный обучающий тренинг позволяет объединять лучшие практики разных учебных заведений и разрабатывать новые методы обучения в области дистанционной медицинской консультации.

Цель

Разработать и внедрить инновационный симуляционный тренинг, направленный на усовершенствование навыков в области дистанционной медицинской консультации и прогнозирования течения патологии.

Материалы и методы

В ходе тренинга участвуют две команды: врачебная бригада (со стороны ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России) и эксперты-консультанты (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России). Для проведения тренинга используется специализированные симуляционные центры. На базе симуляционного центра ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России создана реалистичная обстановка медицинской организации с возможностью маршрутизации "пациента". Задачи врачебной бригады включают диагностические и лечебные мероприятия для стабилизации состояния симулированного пациента и проведения терапии с использованием реального оборудования и лекарственных препаратов в режиме реального времени. Силами ФГБОУ ВО «Курский ГМУ» Минздрава России был создан реалистичный консультативный центр. Команды связываются посредством видеоконференцсвязи (ВКС) для передачи информации, обсуждения пациента и коррекции проводимых лечебно-диагностических мероприятий. Во время тренинга использовались различные методы передачи информации, включая передачу посредствам электронной истории болезни, обсуждения членами команд, устную передачу данных физикальных и дополнительных методов исследования, а также хорошо зарекомендовавший себя метод «Аватар».

Результаты

В результате обучающего тактического тренинга у участников сформировались и усовершенствовались навыки эффективной коммуникации, передачи и анализа информации, прогнозирования течения патологии в формате дистанционной медицинской консультации. На основе обсуждения и обмена опытом между командами разрабатывались варианты тактики лечения и прогнозы развития заболевания.

Обсуждение

Тренинг позволяет эффективно передавать информацию о пациенте и принимать обоснованные решения по его лечению, прогнозированию течения патологии. Проведённый проект способствует обмену опытом между разными учебными заведениями и их сотрудниками в области дистанционной медицинской консультации.
Совместный обучающий тактический тренинг способствует усовершенствованию навыков эффективной коммуникации, цифровых навыков прогнозирования течения и исходов патологии, построению модели верной передачи информации.

Выводы

Совместный обучающий тактический тренинг по дистанционным технологиям медицинской консультации является эффективным способом совершенствования навыков врачей и разработки новых методов обучения. Он позволяет объединять лучшие практики разных учебных заведений и разрабатывать новые подходы в дистанционной медицинской консультации, совершенствованию передачи информации и принятию обоснованных решений по лечению пациента. Разработанный тренинг открывает новые возможности для вузов в области совместного обучения и обмена опытом, что способствует развитию дистанционной медицинской консультации.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Владимир Олексик

Обучение базовой сердечно-легочной реанимации с использованием виртуальных технологий

Автор(ы): Ковтун Д.А., Рудой А.А. , Лигатюк П.В., Дегтярева Т.В.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский Федеральный университет имени И.Канта

Актуальность

Гибридный метод с применением виртуальных технологий обучения позволяет моделировать различные клинические ситуации, создавать новые реалистичные сценарии и реализовывать их в образовательном процессе. При работе с виртуальной клиникой «Димедус» можно дополнительно использовать различные симуляторы: от простых моделей до высокотехнологичных компьютеризированных. Принцип Обучения состоит в объединении двух самостоятельных методов (виртуального и симуляционного), что позволяет соединить отработку алгоритмов действий с реальными практическими навыками с учетом потребностей конкретных специальностей, уровня профессиональной подготовки курсантов и возможностей симуляционного центра.

Цель

Повышение эффективности обучения. Интеграция виртуальных технологий в учебную программу, чтобы это способствовало закреплению полученных знаний и формированию новых практических навыков с последующим их применением в клинической практике.

Материалы и методы

Симуляционный курс базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) с применением гибридных технологий представляет собой осмысленную интенсивную практическую подготовку для обучаемых специалистов медицинской помощи. Обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков на учебном этапе, обеспечивая им эффективный и безопасный переход к выполнению своих профессиональных задач.
Программа обучения на курсе состоит из короткого лекционного курса «Сердечно-легочная реанимация» и практических занятий с применением виртуальных технологий и симуляторов, включающих оценку самостоятельного дыхания, открытие дыхательных путей, выполнение компрессий грудной клетки, искусственного дыхания.
Используется алгоритм обучения 4-ступенчатая модель обучения практическим навыкам. Практическим занятиям предшествует демонстрация преподавателем порядка оказания помощи при внезапной остановке сердца с применением виртуальной клиники «Димедус», где представлен алгоритм оказания помощи. Затем преподаватель показывает на симуляторе, как правильно выполнять поэтапный алгоритм, таким образом происходит первичное усвоение материала, демонстрирует алгоритм еще раз с применением виртуальной клиники «Димедус» в режиме Выполнения (поэтапный выбор правильного варианта из нескольких предложенных), разъясняя каждый, что способствует синтезу новой информации и закреплению уже имеющихся знаний по изучаемой теме.
На следующем этапе происходит передача сформированного знания. Его мы проходим с применением виртуальной клиники «Димедус». Преподаватель предлагает обучающимся пройти сценарий СЛР в режиме Экзамен. Показатель (оценка прохождения сценария) указывает на степень освоения теоретических знаний.
После этого обучающиеся переходят к практической отработке алгоритма СЛР с применением симулятора СЛР «Брайден». На этом этапе закрепляется сформированное знание. По окончании практической части обучения при помощи симулятора «Брайден» получаем объективную оценку полученных знаний, таких как частота и глубина компрессий, правильная постановка рук, эффективность вентиляции легких.
Преподаватель постоянно контролирует правильность воспроизведения каждого действия участниками курса. Обучение происходит по принципу «от простого к сложному».

Результаты

Таким образом, гибридный метод обучения позволяет расширить возможности обучения. Он не заменяет преподавателя, а скорее помогает ему в подаче материала курсантам, высвобождая время для отработки практических навыков.
Занятия в симуляционном центре сопряжены с психологическим дискомфортом обучающихся, так как каждый человек по-разному воспринимает информацию, метод позволят задействовать все виды восприятия: зрение, слух, осязание («Слышу, вижу, ощущаю»), что снижает дискомфорт и значительно повышает уровень подготовки обучающихся.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Александр Рудой

Опыт использования виртуальной клиники «Димедус» в работе симуляционного центра БФУ им. И.Канта

Автор(ы): Рудой А.А. , Лигатюк П.В., Ковтун Д.А., Дегтярева Т.В.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский Федеральный университет имени И.Канта

Актуальность

Технология виртуальной реальности (VR) - важный раздел симуляционной медицины, который позволяет с помощью виртуальной модели отработать алгоритм ведения пациента, проведения процедур и манипуляций при различных клинических сценариях.
С декабря 2021 года в работе симуляционного центра БФУ им. И Канта активно используется виртуальная клиника «Димедус».
Виртуальная клиника «Димедус» это более 300 клинических сценариев по 16 специальностям, которые реализуются с помощью 2 медиаэкранов, 8 планшетов и 3 очков виртуальной реальности.
Кроме того, в виртуальной клинике «Димедус» имеется 1000 бесплатных лицензий для установки на персональные устройства (ПК, планшеты, смартфоны) сроком на 1 год. Что позволяет использовать данный продукт даже в условиях дистанционного обучения.

Материалы и методы

Широкие возможности применения виртуальных технологий в симуляционном обучении обусловили различные варианты использования виртуальной клиники «Димедус» в этом процессе:
1. Проведение занятий по установленным сценариям. Позволяет изучить и отработать алгоритмы действий врача в различных клинических ситуациях. В режиме Обучение программа подсказывает правильную последовательность действий, которую далее можно закрепить в режиме Выполнение и объективно оценить в режиме Экзамен. Занятия проводятся в классе «Виртуальная медицина»
2. Проведение занятий с использованием комбинированных (гибридных) методов обучения. На наш взгляд, оптимальным способом обучения является одновременное выполнение студентами виртуального и реального сценария на симуляционном оборудовании. Одновременно с виртуальным сценарием, позволяющим освоить алгоритм процедуры, отрабатывается реальный навык на симуляционном оборудовании. Данный вид обучения позволяет усвоить не только правильный алгоритм, но и получить/закрепить практические навыки. Занятия проводятся как в классе «Виртуальная медицина», так и с использованием «Димедус» дистанционно.
3. Использование возможностей виртуальной клиники «Димедус» при проведении экзаменов, в частности, экзамена для лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (медицинских сестер, фельдшеров скорой медицинской помощи). Одним из этапов экзамена является прохождение сценариев сестринских навыков на «Димедус». Проводится в классе «Виртуальная медицина»
4. Обучение иностранных студентов. Возможность отработки сценария на английском языке позволяет проводить занятия, зачеты и экзамены в виртуальной клинике для студентов иностранных государств.

Результаты

Следует заметить, что возможности виртуальной клиники сразу были по достоинству оценены обучающимися все уровней образования, иностранными студентами и преподавателями. Учебный класс «Виртуальная клиника «Димедус» с первого дня оказался очень востребован. Здесь ежедневно проводятся занятия, преимущественно для студентов высшего образования и иностранных студентов. Всего за период использования клиники в классе виртуальной медицины было пройдено 8048 сценариев, т.е. больше 500 сценариев в месяц.
«Димедус» на персональных устройствах используется нами с сентября 2022 года, за этот период было пройдено 9772 сценария.
В новом формате, с использованием виртуальной клиники, проведено 9 экзаменов, 59 студентов.

Выводы

Использование виртуальных технологий в обучении улучшает традиционные показатели образной кратковременной памяти, наблюдательности, устойчивости, концентрации внимания, способности к обобщению и классификации, способствует повышению поленезависимости (когнитивный стиль). Опыт работы симуляционного центра БФУ им. И.Канта показывает, что виртуальные технологии могут использоваться как самостоятельный метод обучения, так и в комбинации с другими. В целом виртуальная обучающая среда является достаточно эффективным методом, средством и технологией обучения.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Александр Рудой

Применение комбинированных методов обучения с использованием виртуальной клиники "Димедус" и робота-симулятора "Аполлон" в процессе обучения оказанию экстренной медицинской помощи.

Автор(ы): Рудой А.А., Лигатюк П.В., Ковтун Д.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский Федеральный университет имени И.Канта

Актуальность

В практической деятельности врач нередко сталкивается с неотложными состояниями, требующими проведения экстренной терапевтической помощи. Важной задачей подготовки студентов медицинских вузов в симуляционных центрах является обучение алгоритмам действий в экстремальных ситуациях, максимально быстрому принятию верного решения и безукоризненному выполнению манипуляций в любых условиях, зачастую взаимодействуя с другими специалистами, в том числе и немедицинскими работниками. Используя преимущества симуляционного обучения – безопасность, повторяемость, воспроизводимость, необходимо сформировать у курсанта индивидуальные образовательные и практические навыки в диагностике и лечении неотложных состояний.

Цель

максимально эффективно в рамках отведенного на практическое занятие время изучить, отработать и закрепить алгоритм диагностики и оказания экстренной помощи.

Материалы и методы

На наш взгляд, оптимальным способом обучения оказанию экстренной помощи при является применение комбинированного метода обучения с использованием виртуальной клиники «Димедус» и робота-симулятора «Аполлон», одновременное выполнение студентами виртуального и реального сценария на симуляционном оборудовании. Одновременно с виртуальным сценарием, позволяющим освоить алгоритм процедуры, отрабатывается реальный навык на симуляционном оборудовании. Данный вид обучения позволяет усвоить не только правильный алгоритм, но и получить/закрепить практические навыки.
С учетом поставленной цели используется следующая схема построения занятия:
1. Предварительный этап. Накануне занятия сценарии экстренной помощи изучаются студентами в виртуальной клинике «Димедус» дистанционно (на своих периферийных устройствах, смартфонах, планшетах) в режиме Обучения и Выполнения.
2. Входной контроль. Перед началом занятия студент проходит один из сценариев экстренной помощи в виртуальной клинике «Димедус» в режиме Экзамен и предъявляет итоговый отчет преподавателю. Проходной уровень исходных знаний для допуска к практическому занятию - 80%.
3. Непосредственно занятие на станции экстренной медицинской помощи по сценариям экстренной помощи для отработки алгоритма ABCDE с использованием робота-симулятора «Аполлон». Занятие проводится поэтапно:
- Демонстрация.
- Деконструкция.
- Выполнение. Попарно. Выполнение первым студентом этапов прохождения сценария экстренной помощи Второй студент озвучивает текст сценария.
- Оценивание.
- Повтор. Повторное прохождение сценария со сменой ролей (тот, кто выполнял сценарий теперь озвучивает текст и наоборот).
4. Заключительный контроль. После окончания занятия, студенты проходят один из сценариев экстренной помощи в виртуальной клинике «Димедус» в режиме Экзамен и предъявляют итоговый отчет преподавателю. Успешным результатом проведения занятия считается уровень 95-100%.

Результаты

Применение комбинированного метода обучения с использование виртуальной клиники «Димедус» и робота-симулятора «Аполлон», на наш взгляд, является оптимальным способом обучения студентов, освоения навыка оказания экстренной помощи. Он позволяет максимально использовать преимущества виртуального обучения, эффективно использовать класс экстренной помощи (робот-симулятор «Аполлон»), а также объективно оценивать формирование индивидуальных образовательных и практических навыков оказания экстренной медицинской помощи.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Александр Рудой

Изготовление и способ создания анатомической 3D модели внутренних структур головы человека

Автор(ы): Румянцева Е.В., Фадеев Д.А., Яриков А.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Актуальность

Трехмерная печать — это технология послойного создания физической модели на основе ее цифрового изображения. В литературе синонимами термина «трехмерная печать» являются: «аддитивное производство», «3D-печать», «быстрое прототипирование». Технологии 3D печати известны уже на протяжении последних 40 лет. Первые сообщения в медицинской научной литературе начали появляться в 80-х гг. прошлого столетия. На сегодняшний день использование различных современных технологий, особенно 3D печати, существенно повышает качество обучения, а также улучшает восприятие учебного материала. За последнее время 3D-технологии совершили настоящий прорыв, как в медицине, так и в образовании в целом.

Цель

Создание 3D модели структур головного мозга для изучения нормальной анатомии.

Материалы и методы

При помощи компьютерного моделирования создана сборно-разборная анатомическая 3D модель внутренних структур головы человека, способствующая повышению уровня визуализации, а также скорости обучения. Разработанная нами анатомическая 3D модель выполнена на основе данных МРТ живого человека, изготовлена при помощи 3D печати из полимерных материалов. Представляет собой комбинацию из сборно-разборных элементов, имитирующих синусы твердой мозговой оболочки, желудочки полушарий большого мозга, а также базальные ганглии (хвостатое, чечевицеобразное ядро и бледные шары), расположенные на опоре-подставке. В местах крепления вышеуказанных структур установлены быстросъемные механические подставки-держатели, позволяющие удерживать и осуществлять разбор вышеуказанных структур.

Результаты

При проведении практических занятий и в отсутствии данной анатомические 3D модели у слушателей возникают трудности в формировании четкого и объемного представления о внутренних структурах головного мозга. Обучаясь по нашей анатомической 3D модели у слушателей сформируется не только четкое и объемное представление о данных анатомических образованиях, а также модель позволяет представить взаимное расположение и размер анатомических структур. Высокая наглядность позволяет детально изучить все анатомические аспекты органа, а также улучшить понимание о расположении и функциях анатомических структур.

Обсуждение

На сегодняшний день в продаже имеется значительное количество разнообразных анатомических моделей, но данная модель не имеет аналогов на российском рынке.
Основной проблемой при создании 3D моделей с помощью аддитивных технологий является преобразование обьемных данных в поверхностные.
В ходе создания сборно-разборной анатомической 3D модели внутренних структур головы человека и при обработки МРТ снимков возникли трудности с визуализацией конкретных внутренних структур головного мозга, имеющих достаточно глубокое расположение в полушариях большого мозга, что привело к разработке интерактивного программного пакета – Dicom2stl. https://github.com/dafadey/dicom2stl, т.к. используемые нами программы Blender, а также Paraview оказались неудобны в данной работе, с их помощью не удалось выделить каждую анатомическую структуру в отдельности, а также визуализировать структуры в объеме.
Использование данной анатомические 3D модели возможно в различных учебных заведениях медицинского профиля.

Выводы

Таким образом, использование 3D технологий (3D реконструкции, 3D моделирования, 3D печати), являясь инновационной, интересной, результативной, а также доступной формой научного творчества, поднимает на новый уровень форму участия студентов в научной жизни кафедры, способствует расширению кругозора и привлекает студентов к изучению современных технологий в медицине и в анатомии в частности.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Екатерина Румянцева