Автор(ы): Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Григорьян М.Ф., Автомонов О.М.
Город: Курск
Учреждение: ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России
Актуальность
Обучение оказанию медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций наиболее часто проводится теоретическими курсами, а практическая составляющая обучения проводится только по отдельным навыкам. В Курском государственном медицинском университете (КГМУ) для повышения качества образовательного процесса в течение 3 лет проводятся массовые тренинги с участием большого количества обучающихся, выступающих в роли студентов-актеров и студентов, привлеченных для оказания медицинской помощи. Одной из важных проблем реализации тренингов такого типа является подготовка актеров. В КГМУ практика подготовки студентов-актеров реализуется с 2014 года на базе студенческого кружка центра аккредитации и симуляционного обучения. За этот период подготовлено более 400 студентов-актеров: различных курсов и направлений обучения, а так же школьников города Курска. Опыт проведения массовых тренингов поставил перед нами проблему обеспечения безопасности актеров. В связи с этим, целью нашего исследования было выявление угроз для студентов-актеров при проведении массовых тренингов и разработка мероприятий по обеспечению их безопасности.
Материалы и методы
Для оценки угроз при проведении массовых тренингов проведен социологический опрос 374 участников тренингов в роли студентов-актеров. В разработке мероприятий по обеспечению безопасности приняли участие тренеры и тьютеры, принимающие участие в массовых тренингах и проводившие анализ результатов социологического опроса.
Результаты
Результаты исследования. В результаты социологического опроса выявлены угрозы, связанные с риском получения травм. К угрозам высокого риска мы отнесли неосторожные действия участников тренинга. Так риск падения при неправильной транспортировке, как угроза для актера отметили 98,13 % респондентов, а возможность падения на студента-актера предметов симулированной среды – 88,24 % респондентов. Так же высоко оценили студенты-актеры и риск «затаптывания» – 96,3 %. Остальные угрозы, связанные с риском получения травм составили 3,73 %.
Отдельную категорию угроз составляют риски, связанные с созданием высокореалистичной среды: использовании пиротехники, моделирующей взрывы и пожары – 40,1 %; применение генератора дыма – 16,04 %, применение грима (аллергические реакции) – 6,63 %.
Среди прочих угроз отдельными участниками были определены такие как неуверенность в безопасности симулированной среды – 8,02 %; риск жестких действий со стороны участников оказывающих медицинскую помощь – 7,76 % (длительное правильное наложение кровоостанавливающего жгута – 1,34 %; попытки проведения инвазивных манипуляций – 6,42 %).
Обсуждение
Полученные результаты социологического опроса и наблюдения тренеров легли в основу разработки мероприятий по обеспечению безопасности. Так на объекте тренинга или в каждой его части, если объект крупный, должен присутствовать руководитель группы актеров (в нашей практике он на этапе подготовки курирует создание сценариев и следит за правильностью их лечения спасателями). Это принципиально, поскольку актеры во время упражнения находятся «в образе» и не могут в полной мере следить за окружающей обстановкой. Самый опасный момент с точки зрения травматизма актеров – укладка на щиты и транспортировка, при которой медики, желая сэкономить время,работают небрежно. Заметив такое, наши кураторы останавливали спасателей, контролировали их скорость, достаточное количество, эффективную фиксацию пациента. Ущерб реалистичности при этом минимален, но главное – предотвращает неприятные последствия.
Высокореалистичные тренинги проходят с имитацией опасных условий среды. Основные используемые способы: имитация дыма с помощью генератора дыма, шум (аудио оборудование), имитация взрывов (пиротехника), завалы и т.д. Принципы безопасности при работе с пиротехникой очевидны, однако, стоит отметить, что кураторам актеров необходимо следить за энтузиазмом актеров, которые ради ярких ролей иногда готовы идти на лишние риски, недооценивая угрозу. При использовании пиротехники все актеры должны точно знать правила безопасности. Касательно дыма и шума, нужно помнить, что они вызывают вред при продолжительном воздействии. Если его никак не избежать, актеры должны находиться вблизи источников максимально короткое время либо работать сменами, если проходит последовательно несколько тренингов.
Важной проблемой является угроза того, что на актеров могут наступить. Наступают на актеров обычно в двух случаях: в условиях плохой видимости, особенно, если актер «без сознания» и в местах, где сразу много раненых лежат на маленькой площади. Полностью предотвратить такой риск невозможно, однако для его минимизации важно соблюдать несколько правил. Во-первых, нельзя размещать пострадавших в проходах и с осторожностью размещать близко друг к другу. Во-вторых, уделить внимание позам пострадавших – целесообразно руки держать под головой или скрещенными на груди. Неестественные позы лучше использовать, только когда пострадавший лежит в светлом безопасном месте и хорошо виден при подходе.Важно так же иметь под рукой аптечку на случай травм.
Кроме того, поскольку актеры ведут себя, как пострадавшие в катастрофе (кричат, зовут на помощь, привлекают внимание врачей), не всегда своевременно можно заметить, что актеру стало по-настоящему плохо. Для этого требуется наличие в зоне куратора, ответственного за безопасность. Так же необходима система условных сигналов для экстренных случаев.
В заключение отметим важность психологического сопровождения и разъяснительной работы с актерами для понимания ими медицинских и социальных аспектов своих ролей, а так же правила техники безопасности.
Выводы
Выводы:
1. Наиболее частыми угрозами при проведении массовых тренингов являются риски травматизма студентов-актеров.
2. Для оценки безопасности студентов-актеров должны быть привлечены тренеры, которые более адекватно оценивают сложившуюся ситуацию во время тренинга.
3. Обеспечение безопасности студентов-актеров требует тщательного инструктажа всех участников тренинга и присутствие кураторов, ответственных за безопасность.
Ирина Долгина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.