Автор(ы): Лопатин З.В., Плавинский С.Л., Гончаренко О.Т.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им.И.И.Мечникова
Актуальность
Основой любого процесса оценки, включая оценку клинических навыков, является задача объективно оценить владение клиническими навыками, однако практика показывает, что основной проблемой является субъективная оценка экзаменуемого. По этой причине, многие университеты Европы, США и стран СНГ стали применять технологию Объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). С 2016 года эта технология стала применяться и в России.
Согласно требованиям Приказа Министерства здравоохранения от 2 июня 2016 г. N 334н, в состав аккредитационной подкомиссии включаются представители профессиональных некоммерческих организаций и работодателя, а также могут включаться представители образовательных организаций, не имеющие конфликта интересов. Следует отметить, что у последней категории экспертов имеется достаточно большой педагогический опыт, который позволяет самостоятельно ознакомиться с методикой ОСКЭ, в том числе и в своей образовательной организации, однако две другие категории такого опыта не имеют, что значительно снижает объективность оценки и может привести к недопониманию своей роли в данном экзамене. Это обстоятельство негативно отражается и при организации процесса экзамена, поскольку экзамен проводится в соответствии с жестким расписанием, а трудности, возникающие в процессе оценки, затягивают процедуру.
Материалы и методы
Для ознакомления экспертов с нормативным регулированием и методологией проведения ОСКЭ аттестационно-обучающим симуляционным центром совместно с кафедрой педагогики, философии и права СЗГМУ им.И.И.Мечникова разработана программа краткосрочного цикла повышения квалификации "Правовые основы и методология первичной аккредитации специалистов".
При составлении программы учитывались: высокая занятость практикующих врачей, представителей профессионального сообщества, администрации ЛПУ и Роспотребнадзора, низкая мотивация, неосведомленность об аккредитации и ОСКЭ в целом. Для облегчения усвоения большого объема материала в короткие сроки, использованы максимально емкие и интерактивные образовательные технологии. Цикл состоит из трех компонентов: дистанционный, лекционный и практический с симуляционным компонентом. Дистанционный состоит из входящего контроля, подборки нормативной базы, методических материалов. Лекционная часть содержит лекции о нормативном регулировании процедуры аккредитации и методологии ее проведения, а также роли аккредитации специалистов как независимой оценки квалификации. Практический компонент включает оценку навыков студентов (симуляция аккредитации), возможность выполнить алгоритм в качестве студента, заранее ознакомиться с оборудованием, интерфейсом электронных оценочных средств и задать вопросы. Репетиция аккредитации продемонстрировала возможные варианты выполнения заданий как подготовленными, так и не подготовленными волонтерами.
Результаты
Подготовку прошли 94% членов аккредитационных подкомиссий: 28 экспертов по специальности "Медико-профилактическое дело" и 40 экспертов по специальности "Лечебное дело". По завершении образовательного цикла 86% экспертов отметили высокую практическую значимость, 10% - среднюю и 4% - сочли цикл незначимым. Однако после аккредитации 7% респондентов изменили свое мнение: 92% - высокая значимость, 8% - средняя. Также необходимость и значимость цикла высоко оценили председатель и заместитель председателя аккредитационной комиссии по г. Санкт-Петербургу. Во время проведения этапов аккредитации организационных и методических затруднений у членов аккредитационных подкомиссий не возникло, что позволило провести первичную аккредитацию без сбоев, на высоком уровне.
Выводы
Определение готовности аккредитуемого к осуществлению медицинской деятельности требует от эксперта не только наличия практического опыта и теоретических знаний в области своей профессиональной деятельности, но и владения правовыми и методологическими основами процедуры первичной аккредитации, представлением и минимальным опытом участия в оценке соответствующих компетенций.
Захар Лопатин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.