Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / КЕЙС-МЕТОД – СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ

КЕЙС-МЕТОД – СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ

Автор(ы): Рогожкина Ю.А., Юсупова Е.Ю.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», г. Тюмень

Актуальность

Высшая медицинская школа – это новая высокотехнологичная система учебного процесса, новые учебные программы, электронные средства обучения, новые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов. И в этой связи современные требования к преподавателю медицинского вуза включают в себя: владение технологиями, активизирующими самих обучающихся, изменение позиции преподавателя, умение совершенствовать образовательный процесс, в том числе на базе информационных технологий.Согласно современным требованиям, медицинское образование является инновационным и непрерывным в течение всей творческой жизни, сочетающим новые знания, практические навыки, систему моральных ценностей и исследовательскую работу.

Материалы и методы

Проведен анализ методов преподавания, изучение особенностей организации образовательного процесса отечественной школы и современной высшей медицинской школы.

Результаты

«Кейс-метод» включает в себя способы активизации студентов на занятии, а именно: ролевые игры (когда в процессе решения задачи студенты примеряют на себя разные роли: лечащего врача, заведующего отделением, врача диагностического отделения и т.д.), мозговой штурм, проблемная ситуация, дебаты. Таким образом, преподаватель на занятии с использованием кейс-технологии может разными способами влиять на обсуждение в аудитории.
Работоспособность студентов обеспечивается активизацией обучения. Достижение поставленных целей и задач, даёт возможность овладеть профессиональными компетенциями, развивает творческие возможности студентов, возможность понять и изучить учебный материал с разных позиций, существенно активизировать процесс обучения.

Обсуждение

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом или case-study. Данный метод ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются навыки решения профессиональных ситуаций с учетом конкретных условий и фактического материала; формирует способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение в процессе общения отстаивать свою позицию, анализировать поступающую информацию. Благодаря разбору многочисленных ситуаций в различных комбинациях вырабатываются важные в профессиональном плане навыки: умение мыслить творчески, выбор оптимального решения путем рассмотрения нескольких альтернативных вариантов, установка на выполнение профессионального действия. Основная деятельность преподавателя при внедрении метода «case-study» в образовательный процесс сосредоточена на разработке индивидуальных кейсов – в случае медицинского образования наборе клинических ситуаций, предназначенных для учебного анализа. И задача преподавателя состоит в тщательном отборе ситуаций, которые будут включены в кейс. На нашей кафедре используются два взаимодополняющих видов кейсов (клинические задачи и непосредственная курация пациентов многопрофильного стационара). Кейсы в виде клинических разноуровневых задач, описывают студентам типичные патологические процессы, классические клинические симптомы и синдромы при разных заболеваниях, объективные признаки болезней, всевозможные инструментально-лабораторные методы диагностики. При этом задачи разного уровня предусматривают увеличение объема и сложности задач при переходе на следующий уровень. Это позволяет на первых занятиях цикла сильным студентам ознакомиться с заданиями, понять, что требуется в процессе решения задачи, а более слабым студентам, не отставая от остальных, выработать алгоритм решения задачи, который понадобится при выполнении заданий следующего уровня.
При использовании разноуровневых заданий имеет место ситуация, при которой студент учится сам, а преподаватель осуществляет всестороннее управление его обучением. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми студентами базового уровня подготовки, определяемого Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), при одновременном создании условий для студентов, проявляющих больший интерес и способности к изучаемой дисциплине. Для каждого раздела (модуля) определены три уровня освоения: базовый, продвинутый, высокий. Базовый уровень предполагает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Выполнение заданий этого уровня доступно всем студентам, на его основе формируются продвинутый и высокий уровни. Второй вид «кейсов», активно использующихся на нашей кафедре – курация пациентов (с согласия самих пациентов). Студенты небольшими группами (не более 6 человек) осматривая пациента, выставляют диагноз, который доказывают и обосновывают второй группе, которая уже со своей позиции задает вопросы и высказывает сомнения. Разворачивается активная дискуссия, в которую вовлекаются все до одного студенты обеих групп, задача преподавателя, при этом, наводящими вопросами указывать вектор рассуждений если спор зашел в тупик. Особенностью этих «кейсов» является абсолютная непредсказуемость результата как для студентов, так и для преподавателя, что делает дискуссию еще более оживленной (в отличие от задачи, где имеются ответы).

Выводы

Данная модель обучения позволяет формировать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к саморазвитию и самореализации. Существует целый ряд вопросов и проблем, необходимость решения которых представляется особенно актуальной, например: комплексный подход к выбору форм и методов обучения; междисциплинарная и межкафедральная согласованность применяемых форм обучения; поиск, разработка и использование разных методических приемов по обеспечению результативности самостоятельной работы; разработка системы мониторинга, обобщения его результатов в системе личностного роста студента; совершенствование системы контроля и оценивания; повышение педагогического мастерства преподавателей.

Тема: Терапия
Екатерина Юсупова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: