Автор(ы): Васильева Е.Ю., Скрипова Н.В., Давыдова Н.Г.
Город: Архангельск
Учреждение: ФГБОУ ВО СГМУ
Актуальность
Проектирование образовательного процесса в медицинском вузе на основе компетентностного подхода требует новых решений в области разработки и наполнения всех его структурных компонентов: цели, содержания, методов, форм, средств обучения и оценки. Одним из важных моментов в реализации любой учебной дисциплины является вопрос итогового контроля, без которого немыслимо обучение. В теории профессионального образования контроль рассматривается как инструмент, с помощью которого возможно обеспечить реальный переход от знаниевой к компетентностной модели обучения. Опыт разработки и реализации профессионально-ориентированного экзамена по стоматологии, реализованный в Северном государственном медицинском университете (СГМУ), возможно, будет полезен при создании такого инструмента.
Материалы и методы
Профессионально-ориентированный экзамен проводился в течение двух лет на стоматологическом факультете СГМУ в письменной форме в соответствии с учебным планом сначала для студентов 4 курса обучения. При проектировании экзамена разработчики исходили из того, что учебная дисциплина «Стоматология» является по целям и задачам компетентностно-ориентированной, по содержанию – профессионально-направленной, по организации – модульной, по методам обучения – личностно-ориентированной. Стандарт экзамена по Стоматологии предусматривает письменную форму проведения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить равные условия для всех экзаменующихся. Это значит, что им предлагаются задачи одинаковой трудности и создаются относительно одинаковые условия. Время, отводимое на решение трех клинических задач, составляет 180 минут. Бланки ответов зашифрованы (вместо фамилии и имени – номер зачетной книжки студента). Проверка осуществляется членами комиссии на основе использования чек-листов сразу же после окончания экзамена. Трудоемкость выполнения проверки зависит от количества экзаменующихся и составляет примерно 2 часа. Желательно, чтобы одна работа была оценена двумя членами комиссии независимо друг от друга. В случае рассогласования оценок более чем на 1,5-2 балла, организуется устное обсуждение. После проверки данные заносятся в базу данных для обработки и ранжирования результатов, а также последующего анализа. Результаты экзамена (с шифрами отвечающих) размещаются на сайте факультета и становятся доступными на следующий день после экзамена. Обязательно проведение дебрифинга, где преподаватели анализируют типичные ошибки, причины, их вызвавшие, показывают студентам области совершенствования.
Результаты
Экзамен – это инструмент измерения, поэтому он должен отвечать требованиям надежности и валидности. Надежность методики экзамена позволяет судить о степени доверия к полученным результатам. Формализованная оценка надежности профессионально-ориентированного экзамена по стоматологии не проводилась. Однако, стандартизация экзамена, обеспечивающая единообразие процедуры оценки, его строгая регламентация: одинаковые для экзаменующихся обстановка и условия работы; однотипный характер инструкций; одинаковые для всех временные ограничения; способы и особенности контакта со студентами; порядок предъявления заданий; характер заданий, отличающихся целевой направленностью и приближенных к реальным ситуациям профессиональной деятельности; проверка по чек-листам и однородная выборка; относительная независимость результатов от личности экспериментатора, позволяют существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты экзамена и таким образом повысить его надежность.
Опыт проведения экзамена по дисциплине «Стоматология» показал, что он является валидным по содержанию. Это означает, что можно быть уверенным в том, что правильные ответы на вопросы клинических задач свидетельствуют об усвоении всего материала. Кроме того, сравнение результатов экзамена с текущей успеваемостью студентов позволило утверждать, что экзамен является валидным по одновременности.
Таким образом, можно утверждать, что представленный в тезисах письменный экзамен по стоматологии представляет собой действующую модель профессионально-ориентированного экзамена.
Выводы
Опыт разработки описанного экзамена показывает, что необходимо создать каталог профессиональных компетенций, объединив усилия специалистов в различных областях. Это позволит профессиональному образовательному стоматологическому сообществу не распылять усилия, а прийти к единому пониманию вопроса, создать основу для разработки образовательных программ, обеспечить объективность оценки и прозрачность результатов обучения будущих врачей-стоматологов. Профессионально-ориентированные экзамены отличаются асимметричностью, т.е. проверяют отдельные виды деятельности или практические умения, релевантные профессиональной задаче. В связи с этим возникают вопросы о подходе к отбору заданий и о соотнесении результатов таких экзаменов с уровневой шкалой. Актуальным становится вопрос разработки дескрипторов для профессионально-ориентированного обучения. Требуется их согласование широким кругом экспертов.
Елена Васильева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.