Автор(ы): Лашина Г.В.
Город: Уфа
Учреждение: ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации»
Актуальность
Введение обязательности прохождения процедуры первичной специализированной аккредитации медицинскими специалистами положительно скажется на качестве оказания медицинской помощи, учитывая, что допуск к профессиональной деятельности получат только те аккредитуемые, которые успешно пройдут все этапы аккредитации.
Материалы и методы
С 1-го полугодия 2017г. на базе Центра симуляционного и дистанционного обучения ГАУ ДПО Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» (Центр) проводится пилотный проект по проведению процедуры первичной специализированной аккредитации средних медицинских специалистов (Проект). Объектами исследования являлись слушатели, прошедшие обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки (ДПП ПП) по специальности «Анестезиология и реаниматология» в количестве 48 человек и допущенные к аккредитации с предварительным инструктажем.
На подготовительном этапе Проекта рабочей группой Центра, после адаптации ДПП ПП «Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии» объемом на 432 ак.ч., согласно Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра)" (подготовлен Минтрудом России 20.12.2016) созданы методический материал, в т.ч. банк контрольно-оценочных средств, Паспорта станций, учетно-отчетная документация. Была проведена огромная работа по оснащению пяти станций, созданию инструкций для участников процедуры аккредитации, техническому обеспечению (установка оснащения для проведения трансляции 3-х этапов в онлайн режиме, запись и архивирование видео и аудиозаписей). На сайте Центра (www.oscmed.ru) в разделе «Первичная специализированная аккредитация» были загружены алгоритмы, ситуационные задачи для индивидуальной подготовки слушателей.
В день проведения 1 этапа аккредитации - тестирования, аккредитуемым выдавались индивидуальные номера, действительные весь период процедуры аккредитации специалиста. Для каждого аккредитуемого компьютерной программой из базы оценочных средств Центра автоматически формировался индивидуальный набор тестовых заданий в количестве 60 шт.
2-й этап аккредитации-оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях проводился согласно логистике: маршрут-карусель; количество цепочек – одна, пять наблюдаемых станций: 1 станция «Экстренная медицинская помощь», 2 станция «Проведение профилактических мероприятий», 3 станция «Технология медицинских услуг», 4 станция «Организационная деятельность специалиста», 5 станция «Коммуникативные навыки». С целью соблюдения запланированного времени на выполнение навыка на станции (10 мин.) и поэтапного перемещения аккредитуемого, согласно карте индивидуального маршрута, экзаменационный процесс сопровождался голосовыми сигналами. Оценка правильности и последовательности выполнения действий практических заданий аккредитуемым осуществлялась членами АК с помощью оценочных листов на бумажных носителях. Для оценки коммуникативных навыков был привлечен обученный симулированный пациент, который также имел возможность оценить действия аккредитуемого согласно разработанного чек-листа.
На 3 этапе аккредитации индивидуальные варианты из трех ситуационных задач определялись путем случайного выбора экзаменационного билета самим аккредитуемым. Решение ситуационных задач оценивалось членами АК в составе трех человек одновременно путем заслушивания и определения правильности ответов аккредитуемого на 5 вопросов, содержащихся в каждой из трех ситуационных задач.
Результаты
1. 1 этап аккредитации: Допущено - 48 аккредитуемых. Из 48 человек сдали с первой попытки - 43 (89,6%); не сдали - 5 (10,4%); сдали со второй попытки - 3 (60%), не сдали - 2 (40%); сдали с третьей попытки – 2 (100%).
2. 2 этап аккредитации: Допущено - 48 аккредитуемых. Сдали с первой попытки - 45 (93,8%), не сдали -3 (6,2%). Сдано со второй попытки - 3 (100%).
3. 3 этап аккредитации: Допущено - 48 аккредитуемых. Сдали с первой попытки - 45 (93,8%), не сдали - 3 (6,2%). Сдали со второй попытки - 1 (33,3%).
4. По результатам 3-х этапов аккредитации: Допущено к аккредитации - 48 (100%) аккредитуемых. Всего прошли аккредитацию - 46 (95,8%) аккредитуемых.
5. Основные показатели внутренней надежности 2 этапа аккредитации:
5.1. Итоговый балл по пяти станциям 78,24.
5.2. α Кронбаха характеризует экзамен приемлемым значением 0,852.
5.3. Уровень сложности станции: 1 станция – 80,3%,2 станция-81,2%, 3 станция-77%, 4 станция-75,2%, 5 станция-78,3%. В нашем случае самой сложной была станция 4, а самой простой — станция 2.
5.4. Индекс дискриминации:1станция – 0,65, 2 станция – 0,37, 3 станция – 0,66, 4 станция-0,46, 5 станция -0,5. Таким образом, индекс дискриминации положительный на всех станциях, т.е говорит о целесообразности станций.
Обсуждение
Создание и усовершенствование единого банка методического обеспечения и материально-технического оснащения станций на основе ДПП ПП необходимо для организации и проведения первичной специализированной аккредитации специалистов с целью эффективной оценки компетентности среднего медицинского персонала.
Выводы
1. Первичная специализированная аккредитация позволяет определить уровень компетентности специалиста, адаптации его к профессиональной деятельности;
2. Адекватно организованные станции с разгруппировкой навыков/умений специалиста, органично сочетающиеся в одной станции повышают валидность и надежность экзамена;
3. Мотивация слушателей к индивидуальной подготовке по разработанным алгоритмам, ситуационным задачам повышают процент успешной сдачи аккредитации.
Гузель Лашина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.