Автор(ы): Чурсин А.А.,Ловчикова И.А., Рожков С.А.
Город: Воронеж
Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко
Актуальность
В рамках реализации программы непрерывного медицинского образования (НМО) на базе учебной виртуальной клиники (УВК) Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко разработаны программы ежегодных соревнований по экстренной медицинской помощи для сотрудников станции скорой медицинской помощи (ССМП) и Воронежского областного клинического центра медицины катастроф (ВОКЦМК). В течение последних трех лет эти программы достаточно успешно реализуются, совместно с Департаментом здравоохранения Воронежской области и ВОКЦМК . Анализ результатов проведенных соревнований используется в дальнейшем для коррекции обучающего цикла для врачей по специальности «Скорая помощь».
Материалы и методы
В разработке программ соревнований используются принципы и методы контекстного обучения, основной единицей содержания которого является проблемная ситуация. Мы включаем несколько уровней работы с проблемной ситуацией: простая демонстрация практического навыка, ролевые, имитационные и адаптационные игры.
Результаты
Постоянное обновление как материально-технической базы, так и научной основы медицинской профессии приводит к тому, что для адекватной работы в медицинской сфере становится недостаточно знаний и умений, полученных в стенах высших учебных заведений в студенчестве. Alma-mater дает серьезную теоретическую базовую подготовку и, самое главное, «умение учиться», ведь процесс образования в медицине, исходя из вышесказанного, непрерывен. Конечно, любой врач вне зависимости от своей основной специальности занимается самообразованием, по мере необходимости затрагивая самые разные разделы медицины, в связи с необходимостью индивидуального подхода к пациенту. Для того, чтобы помочь врачу сделать этот процесс более осознанным и структурированным, собственно, и создана система последипломного образования.
Для реализации указанных целей на базе учебной виртуальной клиники (УВК) Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко создан симуляционный курс краткосрочного повышения квалификации для врачей всех специальностей, включая и специальность «Скорая помощь», по экстренной медицине. Помимо обучающей программы, состоящей из дистанционной теоретической и симуляционной практической частей, один раз в год силами кафедры анестезиологии, реаниматологии и СМП ИДПО ВГМУ им.Н.Н. Бурденко, БУЗ ВО "ВССМП" и КУЗ ВО "ВОКЦМ" проводятся соревнования по экстренной медицине, в которых участвуют сотрудники ССМП и ВОКЦМК.
В программу соревнований мы включаем такие симуляционные технологии, как демонстрация практического навыка, ролевые, имитационные и адаптационные игры.
Самый простой этап соревнования - демонстрация практического навыка, где оценивается время и правильность.
Следующий этап - ролевые и имитационные игры, предполагающие выполнение определенных последовательностей практических навыков в рамках заданных ситуаций.
Третий этап - адаптационная игра, основу сценария которой составляет чрезвычайная ситуация (ЧС) с большим количеством пострадавших, требующих оказания медицинской экстренной помощи. Для большей зрелищности мы используем имитацию «агрессивной толпы», имитацию взрыва, дымовые шашки, имитаторы повреждений, искусственную кровь. На данном этапе соревнований оценивается уже весь комплекс навыков, умений и профессиональных качеств, необходимых для работы в ургентной медицине.
Как показывает практика, первый этап соревнований довольно прост, хотя временной лимит все-таки приводит к некоторым ошибкам в исполнении. С другой стороны, оценивание показателя скорости исполнения практического навыка создает здоровый соревновательный ажиотаж. В последнее время мы стали объединять указанные выше практические навыки в эстафету, включая сюда и эвакуацию пострадавшего с травмой шейного отдела позвоночника из автомобиля, что делает первый этап более интересным и для соревнующихся, и для болельщиков.
Второй этап, включающий демонстрацию базового и расширенного алгоритма жизнеподдержания при остановке дыхания и кровообращения, по данным наших опросов среди участников воспринимается как серьезный и необходимый. В большинстве случаев рядовым работникам догоспитального звена экстренной медицины приходится сталкиваться с данной клинической ситуацией не так уж и часто. Возможность продемонстрировать эти алгоритмы — это и дополнительная тренировка, и возможность дальнейшей работы над ошибками для участников соревнований, и повод скорректировать учебные программы для сотрудников кафедры.
Третий этап в виде адаптационной игры предназначен не только для оценки профессиональных качеств соревнующихся, но и для создания положительной мотивации как к непрерывному повышению собственной квалификации, так и к продолжению профессиональной деятельности в сфере экстренной медицины. Этому способствует зрелищность, даже некоторая «театральность» происходящего, возможность командной работы, позитивные эмоции болельщиков и, конечно, неизбежный положительный исход, в отличие реальной жизни.
Выводы
1. Симуляционное обучение в системе НМО важно в связи с необходимостью поддерживать достаточно эффективный уровень владения практическими навыками в профессии врача.
2. Симуляционное обучение можно проводить в виде соревнований, что не только в достаточно полном объеме демонстрирует уровень профессиональной подготовки, но и создает положительную мотивацию среди участников к дальнейшему обучению и продолжению практической профессиональной деятельности. Это особенно важно для работников экстренной медицины.
3. В соревнованиях как элементе симуляционного обучения можно использовать различные варианты квазипрофессиональных игр (ролевые, имитационные, адаптационные).
Александр Чурсин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.