Автор(ы): Павлова Р.А., Марийко В.А., Потапов В.Л., Соковикова Н.И.
Город: Тула
Учреждение: Отдел симуляционного медицинского обучения учебного Центра послевузовского профессионального образования врачей Тульской области
Актуальность
В период реформирования системы здравоохранения неизбежны ротации и изменение специализаций средних медработников. Смена места работы требует медицинской переподготовки. В процессе обучения применяются различные варианты от традиционных лекционно-аудиторных занятий до интерактивных ролевых игр с использованием симулированных пациентов и групповых занятий на тренажерах и роботах-симуляторах высокой степени реалистичности, с обязательным учетом принципов андрагогики.
Цель исследования – выяснить какой из компонентов обучения наилучшим образом стимулирует внутренние потребности курсантов для улучшения качества лечения больных.
Материалы и методы
На базе ОСМО УЦППВ ТО прошли обучение 60 курсантов, планирующих сменить профессиональную ориентацию. Рабочий стаж составлял от 10 до 40 лет, в среднем – 25 лет. Компонент цикловой подготовки «Принципы доврачебной помощи при критических состояниях» выполняли в форме имитационных ролевых игр с использованием самих курсантов в качестве симулируемых пациентов. В процессе обучения, курсантов распределяли на команды по 5 человек. В каждой команде одного из курсантов назначали «ведущим специалистом», т.е. он имитировал специалиста, на глазах которого внезапно разыгрывался сценарий одной из четырех критических ситуаций. Интегрированный урок заканчивался, когда все члены команды выполняли все 5 ступеней имитаций. Оценку эффективности работы на каждом этапе проводили по 10-балльной шкале с применением оценочной системы OSATS (Objective Structured Assesment of Practical Skil.ls – объективная структурированная оценка практических навыков) в собственное модификации с последующим расчетом коэффициента обучаемости по шкале СОУ (степень обученности учащихся) для каждой команды. По окончании цикла проводили анонимное анкетирование на предмет выявления этапа обучения, произведшего наибольшее эмоциональное впечатление на курсанта и способствовавшего лучшему запоминанию клинической ситуации
Результаты
Расчитанный по шкале СОУ коэффициент обученности по данной теме составил в среднем 65,6%, что признается репродуктивным уровнем (закрепленные способы применения знаний в практической деятельности). 98% курсантов отметили, что необходимость самим выполнять имитацию определенного критического состояния, вызвала наибольшее чувственное впечатление и стимулировала желание наиболее эффективно оказывать медицинскую помощь.
Обсуждение
Медицинские сотрудники с большим стажем работы, независимо от вида профессиональной деятельности, в прошлом, неизбежно встречались с пациентами, находящимися в критическим состоянии. Однако, «находясь по другую сторону ситуации», в большинстве своем, не ощущали эмоциональных переживаний страдающего пациента, воспринимали необходимость и порядок оказания неотложной помощи формально.
Включение курсантов в процесс симуляции критической ситуации, при соответствующей эмоциональной подаче, позволило внезапно чувственно ощутить переживания несчастного человека, усилило конкретику и мотивацию экстренной помощи и вызвало хороший «эффект погружения в ситуацию» с длительным эффектом последующего запоминания.
Выводы
Таким образом, включение в циклы переподготовки интегрированных уроков в виде имитационных игр с привлечением самих обучающихся в качестве симулируемых пациентов, является эффективным способом повышения мотивации обучения взрослого контингента. Результаты достигаются включением каждого обучающегося в процесс симуляции критического состояния, что позволяет чувственно ощутить состояние страдающего пациента т.е. сопереживать, и активизировать проявление стимулов для улучшения качества лечения больных.
Раиса Павлова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.