Автор(ы): Абдуллаева У.У., Ахматниязова С.Н., Худойбердиев А.Д., Равшанова Д.Х.
Город: Ташкент
Учреждение: Ташкентский государственный медицинский университет
Актуальность
Модернизация системы медицинского образования в Республике Узбекистан требует внедрения современных методов обучения и оценки знаний студентов. Развитие симуляционных центров в медицинских вузах страны создает необходимость в разработке эффективных тестологических инструментов для объективной оценки образовательных достижений. Повышение качества подготовки медицинских кадров является приоритетным направлением реформ здравоохранения республики, что обуславливает актуальность исследования методов контроля знаний в симуляционном обучении.
Цель
Оценить эффективность различных тестологических методов в системе симуляционного обучения и определить оптимальную модель контроля знаний студентов медицинского вуза.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе учебно-симуляционного центра педиатрического кампуса Ташкентского государственного медицинского университета на цикле занятий кафедры симуляционного обучения и клинического моделирования. В исследовании принимали участие студенты 4 и 5 курсов лечебного факультета в период с января по июнь 2025 года. Студенты были разделены на 3 группы по 45 человек в каждой. Было проведено анкетирование участников исследования.
1-я группа (основная) занималась с использованием симуляционных технологий. Оценивание проводилось в 2 этапа: тестирование и оценка практических навыков на симуляторах. Пре-тест проводился в первый день начала цикла, пост-тест - в последний день цикла.
2-я группа (контрольная) изучала материал традиционными методами с итоговой оценкой практических навыков.
3-я группа проходила обучение симуляционным технологиям с заключительным устным опросом.
Тестирование проводилось на компьютерах в специализированном тестовом зале с использованием программы MyTest Pro. Тесты включали задания различных уровней сложности: многовариантные, одновариантные, с иллюстративным материалом, задания на завершение фраз и предложений. Тестовые базы прошли тщательную валидацию с участием экспертной комиссии.
Результаты
Анализ результатов пре-тестирования показал сопоставимый уровень базовых знаний во всех трех группах (средний балл: 1-я группа - 65,4±3,2, 2-я группа - 64,8±2,9, 3-я группа - 66,1±3,5; p>0,05). После завершения обучения наиболее значительное улучшение показателей наблюдалось в 1-й группе: средний балл пост-теста составил 84,7±2,8 против 67,2±3,1 во 2-й группе и 72,4±3,4 в 3-й группе (p<0,001).
Обсуждение
Полученные результаты демонстрируют преимущества интегрированного подхода к оценке знаний в симуляционном обучении. Комбинация компьютерного тестирования с практической оценкой навыков обеспечивает более объективную и всестороннюю оценку образовательных достижений студентов. Высокая корреляция между теоретическими знаниями и практическими навыками в основной группе подтверждает эффективность симуляционных технологий в формировании клинического мышления. Разнообразие форматов тестовых заданий позволяет оценить различные уровни усвоения материала - от простого воспроизведения до применения знаний в сложных клинических ситуациях. Использование валидированных тестовых баз обеспечивает надежность и воспроизводимость результатов оценки.
Выводы
1. Комплексная система оценки знаний, включающая компьютерное тестирование и оценку практических навыков на симуляторах, показала наибольшую эффективность в определении образовательных достижений студентов-медиков.
2. Применение симуляционных технологий в сочетании с тестологическими методами способствует повышению качества усвоения учебного материала на 29,4% по сравнению с традиционными методами обучения.
3. Валидированные тестовые базы с заданиями различных уровней сложности обеспечивают объективную дифференцированную оценку знаний и навыков студентов.
4. Внедрение предложенной модели тестологического контроля в симуляционном обучении рекомендуется для повышения качества медицинского образования в Республике Узбекистан.
Абдуллаева Умида Умиловна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.