Автор(ы): Кемелова Г.С., Сапалиди Е.В., Тимахович М.В.
Город: Караганда, Казахстан
Учреждение: Некоммерческое Акционерное Общество «Карагандинский Медицинский Университет», Караганда, Республика Казахстан
Актуальность
Современные вызовы здравоохранения и системы гражданской защиты требуют от медицинских работников не только высокого уровня профессиональных знаний, но и готовности действовать в условиях неопределенности и стресса. Чрезвычайные ситуации – природные катастрофы, техногенные аварии, террористические акты – нередко сопровождаются массовыми поражениями, что предъявляет особые требования к скорости принятия решений, командному взаимодействию и клинической компетентности специалистов. Традиционные методы обучения не всегда позволяют воспроизвести реалистичность подобных сценариев. В этой связи все более значимым становится использование симуляционных технологий, позволяющих моделировать зону катастроф и создавать максимально приближенные к реальности условия. Такой подход открывает возможности для объективной оценки резидентов по реагированию на чрезвычайные ситуации: от триажа пострадавших до оказания неотложной помощи и взаимодействия с межпрофессиональной командой. Внедрение подобных практик позволяет формировать у будущих специалистов устойчивые алгоритмы действий, что в конечном итоге повышает готовность системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям и снижает риски негативных исходов. В Карагандинском медицинском университете проводится конкурс «Территория неотложных состояний» — соревнование на основе симуляции, интегрированное в программу резидентуры. Данный подход оценки резидентов по реагированию на чрезвычайные ситуации доказал свою эффективность как инструмент развития профессиональных и надпрофессиональных компетенций.
Цель
Разработать и обосновать использование моделирования зоны катастроф как эффективного инструмента для оценки уровня готовности резидентов к реагированию на чрезвычайные ситуации, включая клинические навыки, командное взаимодействие и принятие решений в условиях ограниченных ресурсов и стресса.
Материалы и методы
Для достижения цели проведён открытый опрос резидентов I–III года обучения. Использовались количественные и качественные методы: онлайн-анкетирование на платформе Google Forms (10 закрытых и открытых вопросов), оценка чек-листов по итогам конкурсных заданий, результаты дебрифинга. Обработка данных выполнялась в MS Office Excel 2010.
В исследовании приняли участие 88 резидентов в 2024–2025 гг. Проведено три симуляционных конкурса:
• «Неотложная помощь при пожаре» (25 участников, октябрь 2024 год)
• «Обрушение здания в результате взрыва угарного газа» (38 участников, февраль 2025 год)
• «Вооружённое нападение с захватом заложников» (25 участников, апрель 2025 год)
Особое внимание уделялось развитию soft skills, в частности командного взаимодействия. Для его объективной оценки рассматривалась возможность применения валидированных инструментов, таких как Team Emergency Assessment Measure (TEAM), позволяющих измерять лидерство, координацию и эффективность работы команды.
Результаты
Анализ анкет показал статистически значимое повышение самооценки владения практическими навыками после симуляционного обучения (ꭓ²=13,04; p=0,0045).
Самооценка участников конкурса продемонстрировала средний показатель удовлетворённости и уверенности в навыках 4,01 ± 0,8 по 5-балльной шкале. Наиболее высоко были оценены станции по неотложной помощи: при травмах - 42 % и при коме - 80 % успешных выполнений.
TEAM-оценка командной эффективности составила 9,5 из 12 баллов (лидерство – 3; командная работа – 2,5; рабочая среда – 4), что подтверждает высокий уровень взаимодействия в стрессовой симуляционной среде. Опрос показал, что 40,9 % резидентов продемонстрировали полную уверенность в своей клинической эффективности, а средний балл экспертной оценки практических действий команд составил 74 %. Большинство участников выразили высокую удовлетворённость организацией конкурса и отметили его ценность как образовательной модели для совершенствования клинических и soft skills.
Обсуждение
Полученные данные подтверждают эффективность симуляционного формата конкурса «Территория неотложных состояний» для развития как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций резидентов. Высокие TEAM-показатели демонстрируют ценность конкурсного формата для развития командного взаимодействия, лидерства и стрессоустойчивости, что согласуется с результатами других исследований в области симуляционного обучения. Участие стандартизированных пациентов и использование сценариев, приближённых к реальным чрезвычайным ситуациям, способствует формированию клинического мышления и устойчивых моделей поведения. Следует отметить, что около трети респондентов указали на недостаток времени для работы с симуляционным оборудованием. Это подтверждает необходимость расширения временных рамок конкурса и внедрения подготовительных тренировок. Симуляционные соревнования могут рассматриваться как эффективный инструмент интеграции профессиональных навыков и soft skills, обеспечивающий подготовку резидентов к действиям в условиях реальной клинической практики.
Выводы
Анализ данных исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Моделирование симулированной зоны катастроф показало высокую эффективность как образовательный инструмент, позволяющий развивать у резидентов не только клинические навыки оказания неотложной помощи, но и надпрофессиональные компетенции – лидерство, командное взаимодействие и стрессоустойчивость.
2. Участники конкурса отмечают статистически значимое повышение самооценки практических умений, высокий уровень удовлетворённости обучением и положительные показатели командной эффективности.
3. Перспективы дальнейшего развития заключаются в расширении и усложнении клинических сценариев, увеличении времени работы с симуляционным оборудованием и внедрении инструментов видеонаблюдения, что позволит повысить объективность оценки и обеспечить системную подготовку резидентов к реагированию на чрезвычайные ситуации.
Евгения Сапалиди
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.