Автор(ы): С.В.Лапик
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
В последнее время многоуровневая система сестринского образования переживает очередные модернизационные изменения. Сокращены сроки обучения по образовательной программе среднего медицинского образовании до года десяти месяцев по очной форме. Высшее медицинское образование по направлению подготовки (специальности) Сестринское дело, трансформировавшееся с управленческого специалитета и интернатуры в бакалавриат по сестринскому делу и магистратуру по управлению сестринской деятельностью, готовится к переходу на базовое и специализированное высшее образование. К счастью, эти изменения сопровождаются не только отрицательными моментами, в частности, закрытием факультетов высшего сестринского образования во многих вузах нашей страны, но и приобретениями, например, в части совершенствования нормативной и правовой базы, регламентирующей трудоустройство бакалавров и магистров.
Цель
Унификация подходов к методическому сопровождению образовательнх программ бакалавриата по направлению подготовки Сестринское дело и сопряженной магистратуры по Управлению сестринской деятельностью.
Материалы и методы
Анализ нормативных и правовых документов Рособрнадзора, собственного опыта прохождения процедуры государственной аккредитации образовательных программ.
Результаты
В части внешней оценки качества наше высшее образование ушло от многоэтапной и повторяющейся процедуры государственной аккредитации образовательных программ к более универсальным подходам к проверочным действиям со стороны контролирующих органов. Рособрнадзором на вебинарах по последним нормативным и правовым документам, четко обозначен тренд на унификацию подходов к методическому сопровождению реализации ОПОП ВО. Пока для выполнения диагностической работы берется фонд оценочных материалов образовательной организации по освоенным компетенциям пройденных дисциплин и практик на дату аккредитации, но скорее всего, когда будет сформирована общая база из достаточного количества валидных оценочных материалов, проверочные мероприятия станут едиными . И чтобы обеспечить необходимое качество преподавания по программе высшего образования по сестринскому делу , образовательным организациям придётся вернуться к той унификации, которая у нас была до 2015 года: это идентичные профессиональные компетенции с индикаторами их достижения (ИДК), типовой учебный план, типовые программы дисциплин и практик, государственной итоговой аттестации, единый фонд оценочных материалов, как для ГИА, так и по ряду дисциплин и практик.
Обсуждение
В этом процессе ведущая роль отводится федеральным учебно-методическим объединениям по специальностям (направлениям подготовки). В свете вышеизложенного мы предлагали и предлагаем объединить усилия ведущим вузам, реализующим образовательные программы бакалавриата и магистратуры по сестринскому делу по оптимизации ИДК по универсальным компетенциям, чтобы сформировать унифицированные оценочные материалы по ним, что представляет определенные сложности с учетом специфики образовательных программ. Также надо оптимизировать ИДК по общепрофессиональным компетенциям и планировать их сокращение. И, самое важное, унифицировать профессиональные компетенции под виды деятельности бакалавров и магистров , конкретно под должности в соответствии с нормативными и правовыми актами и реальным трудоустройством выпускников.
Выводы
Эти наработки позволят разработчикам унифицировать сразу ФГОС ВО четвертого поколения, примерный план к нему и типовые рабочие программы дисциплин и практик базовой части образовательной программы. По этому пути сейчас пошла система дополнительного профессионального образования медицинских работников . Предлагаемая унификация совершенно не противоречит второму тренду на индивидуализацию обучения через выбор образовательной траектории по элективным дисциплинам и факультативам части, формируемой участниками учебно-воспитательного процесса.
Лапик Светлана Валентиновна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.