Автор(ы): О.В. Галиулина
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России
Актуальность
В укрупненной группе специальностей «Здравоохранение» особое место занимает бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело. Области профессиональной деятельности выпускников – бакалавров: образование и наука; здравоохранение; административно-управленческая и офисная деятельность. Профессиональная сфера деятельности - улучшение качества жизни населения, является одной из актуальных, особенно в связи с увеличением доли пожилых людей в структуре населения России. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста отражается на физических, психических способностях их функционирования. Физиологические изменения, болезни и мультиморбидность в пожилом возрасте, обуславливают другие состояния здоровья, например, старческая дряхлость, которая после 65 лет может составлять до 10%, с другой стороны, могут возникать острые состояния на фоне многочисленных детерминант, например, делирий. Последствия этих процессов сопровождается изменениями и психосоциальном статусе пожилых людей, требует длительного нахождения рядом членов семьи или посторонних людей. Для обеспечения достойного качества жизни лиц пожилого и старческого возраста, необходимы специалисты, владеющие не только медицинскими знаниями, но и коммуникативными навыками, психологическими приемами и образовательными технологиями.
Цель
Обосновать подготовку бакалавров сестринского дела, готовых к оказанию медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, через моделирование образовательной среды.
Материалы и методы
социологическое исследование инструментом-опрос взрослого населения г. Тюмени возрастной группы 60+ лет валидированным опросником общего качества жизни ВОЗ (the world health organization) quality of life (whoqol) – bref русскоязычной версии.
Результаты
В Российской Федерации для ее устойчивого экономического роста реализуются Национальные проекты и Государственные программы, направленные в на качественную и достойную жизнь населения страны. Достичь поставленных целей без профессионально подготовленных кадров – сложная задача. Образовательные организации применяют различные педагогические технологии, инновационные методы преподавания, активно внедряется и модернизируется электронная образовательная среда, симуляционное обучение, то есть создается «образовательное пространство», куда погружается первокурсник. Составляющие образовательного пространства подготовки бакалавров сестринского дела – это структуры образовательного процесса. К ним относят: педагогический состав и обучающихся; культурные ценности и традиции; корпоративную культуру и морально-эмоциональный климат; имидж и позиционирование организации в профессиональной среде. Но в тоже время — это та составляющая и объединяющая сущность, которая придает особенность образовательному процессу и является важнейшей отличительной чертой каждой специальности. Так в подготовке бакалавров, особый акцент уделяется индивидуальным образовательным траекториям и коммуникативным навыкам, которые существенно облегчают оказание квалифицированной сестринской помощи населению, в том числе пожилым.
Возрастная группа населения обуславливают поиск новых, порой нестандартных подходов в подготовке бакалавров, внесение изменений и дополнений в образовательные программы, как в части дисциплин, так и в части практических навыков и умений. Например, в Центре симуляционного обучения, виртуальных технологий обновлена база фантомов, моделей, муляжей, тренажеров, виртуальных симуляторов и других технических средств обучения, которые позволяют моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности бакалавров, при обучении навыкам ухода за лицами пожилого и старческого возраста.
Проведенное социологическое исследование лиц пожилого и старческого возраста выявило, что 89% опрошенных считают себя больными, от одного до двух заболеваний имеют 89%, от трех до четырех 9% и 2% указали что имеют более пяти заболеваний. Чувство тревоги, напряжения, плохого настроения испытывают 36% опрошенных, 16% пожилых это состояние испытывают постоянно. Половина опрошенных (53%) испытывают нуждаемость в постоянной помощи, в том числе медицинской, 34% испытывают чувство социальной изоляции и дефицит общения с окружающим миром.
Самостоятельно контролировать прием лекарств (регулярно, вовремя, в нужной дозировке) не могут 33% опрошенных. Пожилые люди хотели бы видеть помощь от медицинских сестер в выполнении лечебных процедур 36,9%, при приеме лекарственных препаратов 31,3%, в манипуляциях по уходу 28,4% и 14,2% хотели бы психологической поддержки.
Обсуждение
Образовательная программа подготовки бакалавров в Тюменском ГМУ уже включает целый набор дисциплин и практик, ориентированных на оказание сестринской помощи данной категории лиц. Но для более качественной подготовки таких специалистов необходимо моделировать образовательное пространство, которое позволит сформировать компетенции воздействующие не только на физические, но также и на психологические и социальные аспекты жизни человека, которые составляют единое целое. Моделировать образовательное пространство целесообразно по следующим направлениям индивидуальных образовательных технологий, как: информационно-технические, личностные, системные которые, являются системообразующим фактором конкретной основной профессиональной образовательной программы подготовки.
Выводы
Повышение продолжительности жизни населения Российской Федерации увеличило долю лиц пожилого и старческого возраста, данная категория населения требует оказания медицинской помощи иного уровня. Для осуществления медицинской помощи этой группе населения, должны привлекаться специалисты, владеющие разносторонними знаниями и навыками, а следовательно, подготовку, превышающую базовый уровень образовательной программы. Достичь поставленной цели позволит моделирование образовательного пространства подготовки бакалавров, одной из сфер деятельности которых является улучшение качества жизни населения путем оказания квалифицированной сестринской помощи.
Галиулина Ольга Валерьевна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.