Сестринское дело в ортодонтии, тенденции и перспективы развития

Автор(ы): Налбандян М.С.

Город: Ереван, Армения

Учреждение: Ереванский Государственный Медицинский Университет им. Мхитара Гераци

Актуальность

Вопрос подготовки и переподготовки ассистента врача-стоматолога приобрел особую актуальность в условиях смены социально-экономической формации, имевшей место в последние десятилетия на территории стран всего постсоветского пространства. Что вполне объяснимо, с учетом того, что коренным образом изменились требования к осуществляемой стоматологом работе, значительно расширился спектр и возможности оказываемых услуг. В связи с этим, вопросы качества оказания стоматологических услуг, в числе которых ортодонтическая помощь населению, остаются наиболее актуальными. В числе первоочередных задач в этой связи стало изучение вопроса подготовки и переподготовки ассистентов врачей-стоматологов-ортодонтов.Ортодонтия относительно молодой раздел стоматологии, но за последние десятилетия она стала стремительно развиваться, что связано со значительной распространённостью зубочелюстных аномалий. В связи с этим, тема улучшения организации и качества ортодонтического приёма наиболее актуальна в настоящее время.

Результаты

Ортодонтия, равно как и другие стоматологические специальности, является ресурсоемкой отраслью в здравоохранении. Отечественные и зарубежные производители постоянно предлагают новое оборудование, инструментарий, медикаменты и материалы для ортодонтического лечения. Современная ортодонтия на сегодняшний день характеризуется внедрением новейших медицинских технологий в лечебно-диагностический процесс, требующих наличия высококвалифицированного медицинского персонала, рациональной организации труда и соответствующего ресурсного обеспечения. Применение новых технологий отражается на затратах труда врача-ортодонта. В современной стоматологии, роль помощника врача-стоматолога, и особенно ассистента ортодонта, трудно переоценить. Безусловно, в любом из разделов медицины, в котором используются высокотехнологичное оборудование, лечебно-диагностическая аппаратура, инновационные методики лечения, выполнение части функций врач передает ассистенту. Но именно в стоматологии врач и ассистент работают в несравнимо более тесном партнерстве. И от слаженности этой работы напрямую зависят результат и качество манипуляции при клиническом приеме. В современной стоматологии достаточно много специализаций – терапевтическая, ортопедическая, хирургическая, детская стоматология, ортодонтия. Специфика каждого направления требует особых знаний и квалификации врача и его ассистента.

Обсуждение

Успех кооперации ортодонта и ассистента основан на хорошем знании методики работы при каждом виде нозологии, качественном межличностном взаимодействии, для которого важна психоэмоциональная согласованность. Необходимо отметить, что выпускники профессиональных училищ с общемедицинским образованием сейчас все меньше отвечают требованиям, предъявляемым к вспомогательному персоналу стоматологических учреждений. Для полноценного выполнения сложной работы ассистента врача-стоматолога, полученные ранее знания и навыки должны быть дополнены повышением квалификации по специально разработанной программе, содержащей необходимые профильные знания, особенно важно это в ортодонтии, поскольку эта область крайне отличается от остальных узких специализаций в стоматологии. Очень важна в ортодонтии помощь ассистента на этапе подготовки пациента к лечению. Она заключается не только в переключении внимания ребенка в то время, пока родитель получает всю необходимую информацию от врача, но и в интеллектуально-эмоциональном включении в ситуацию - повторение маркеров внимания, проявленных врачом, и использование собственных маркеров внимания и заботы к пациенту; в оформлении необходимых документов и протоколировании полученных данных в амбулаторной карте; в доведении информации о поступлении результатов обследований до врача. Контакт, который устанавливается между ассистентом и пациентом во время консультации и поддерживается в период подготовки к лечению, способствует установлению и углублению контакта пациента и стоматолога, что служит целям достижения максимального успеха в последующем лечении. Также немаловажное значение в работе ассистента имеет гигиеническое воспитание и обучение пациентов. Работа по гигиеническому воспитанию, это неотъемлемая часть деятельности медицинских работников клиники. Цель гигиенического воспитания в условиях ортодонтического приема – повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем активного информирования и обучения пациентов. Санитарно-просветительская работа ассистента начинается с момента посещения пациента клиники и проводится в процессе проводимого лечения.

Выводы

Сегодняшний день диктует свои требования к статусу и деятельности ассистента врача-ортодонта, расширение функций среднего медицинского персонала повышает производительность труда врача, улучшает качество оказываемых услуг. Таким образом, работа ассистента врача-ортодонта требует терпения, сдержанности, ответственности, аккуратности, внимательности и тактичности. Если ассистент обладает этими качествами, имеет хорошо развитые мануальные навыки, способность к быстрому переключению, концентрации и распределению внимания, способностью к командной работе в напряженных статичных условиях на ограниченном рабочем поле, он может быть крайне успешным как помощник врача-ортодонта и как следствие, участвовать в усовершенствовании этого направления современной стоматологии.

Тема: Сестринское дело, уход
Микаел Налбандян

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: