Автор(ы): Лигатюк П.В., Рудой А.А., Ковтун Д.А.
Город: Калининград
Учреждение: Балтийский Федеральный университет имени И.Канта
Актуальность
В настоящее время приобретает особую значимость охрана здоровья сельского населения, в связи с тем, что социально-экономические проблемы общества значимо отражаются как на медико-демографических характеристиках населения сельской местности, так и на организации сельского здравоохранения. Повышению качества оказания медицинской помощи жителям малых населенных пунктов способствует проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации женского населения, выявление женщин с повышенным риском развития злокачественных новообразований, с признаками предраковых заболеваний и злокачественных организации и проведения диспансерного наблюдения женщин в период физиологически протекающей беременности, первичного патронажа новорожденных и динамического наблюдения за ребенком первого года жизни. Повышению качества знаний и навыков необходимых для профессиональной деятельности помогает моделирование профессиональной деятельности в системе ДПО и применение новых педагогических технологий: обучение на основе клинического случая, основанное на симуляционных технологиях.
Цель
удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации специалистов со средним медицинским образованием, меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Материалы и методы
Важнейшим разделом работы медицинских работников ФАП являются профилактические медицинские осмотры населения. Лечебно-профилактические организации Калининграда и Калининградской области уже много лет поддерживают тесную связь с Центром непрерывного медицинского образования Балтийского федерального университета. Но в отличии от предыдущих лет принцип работы кардинально изменился. Подготовка программ проходит в тесной связи с заказчиками. Среди современных методов обучения, которые в настоящее время являются особенно востребованы обучающимися можно выделить применение комбинированного метода обучения с использование виртуальной клиники, роботов-симуляторов и т.д.
В ФАПе жители могут получить первичную доврачебную медико-санитарную помощь. Она включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний. Задачей нашего исследования было отработка нескольких направлений (онкология, акушерство и гинекология, неонатология), на наш взгляд, наиболее значимых в работе специалиста ФАПа.
Помимо получения теоретических знаний путем использования лекций, видеоматериалов, статей и нормативных документов, размещенных на учебном портале LMS – 3, в практические занятия включены комплексные интегрированные симуляционные системы, состоящие из взаимодействующих между собой и медицинской аппаратурой симуляторов интерактивного уровня. Для практического обучения используются тренажеры, на которых можно симулировать реальную клиническую патологию.
Цели симуляционного обучения:
1. Совершенствование опыта реагирования (онкология), если лечение не помогает и заболевание прогрессирует.
2. Отработка практических навыков помощи пациенткам с гинекологическими заболеваниями, беременным в оценке срок беременности, отслеживании состояния здоровья матери и плода, оказания помощи во время самопроизвольных неосложнённых родов.
3. Отработка практических навыков первичного патронажа новорожденных (неонатальный скрининг).
3. Совершенствование эффективных коммуникативных навыков командной работы при управлении кризисными ситуациями.
При неоднократном применении технологий симуляции реальной клинической ситуации у обучающихся нарабатываются умения физикального обследования больного, правильного оценивания той или иной клинической ситуации, что помогает им в дальнейшей их практике. Внесение элементов активной деятельности (симуляционного обучения) на занятиях повышает интерес и активизирует познавательную деятельность в отличие от статичных практических занятий типа «вопрос-ответ-оценка».
Для проведения итогового контроля сотрудниками Центра готовятся клинические задачи и тестовые задания, которые ежегодно обновляются в соответствии с нормативными документами МЗ РФ.
В текущем учебном году симуляционный курс «Практические аспекты диспансерного наблюдения на ФАП» прошли 122 специалиста со средним медицинским образованием.
За 3 дня до начала обучения участники получили доступ к учебным материалам. Продолжительность курса составляет 18 часов. Несмотря на обязательность участия, все имели мотивацию обучения. Важным моментом является хороший контакт преподавателей с аудиторией, создание доброжелательной обстановки на курсе, что способствовало лучшему усвоению трудного материала для большинства участников. Одной из сложных задач явилась работа с симуляторами, т.к. у многих специалистов сформировано мнение о трудности его использования, страхе работы с ним. В процессе обучения преодолен этот комплекс. На симуляционном курсе слушатели научились работать в команде, принимать совместные решения в сложной профессиональной ситуации.
Проведение анкетирования в конце курса показало высокую результативность курса. Все участники отметили хорошую организацию симуляционного курса, его программу, учебный материал, помещение и оборудование. Так же большая часть слушателей отметили навыки, по которым им хотелось бы пройти подобное обучение. Все эти данные были представлены руководству ЛПО – заказчику, для анализа и дальнейшего принятия решения.
Результаты
Таким образом, внедрение в практическую подготовку симуляционных технологий позволит довести то степени автоматизма все навыки и в будущем снизить уровень ошибок. На наш взгляд, симуляционное обучение не является
противопоставлением традиционному обучению. Каким бы высокотехнологичным ни был симулятор-тренажер, он не сможет заменить реального пациента. Образование, полученное только с использованием симуляционных технологий, будет однобоким. Симуляционное обучение и обучение «у постели пациента» являются взаимодополняющими составными частями современного медицинского образования. Симуляционное обучение служит важным дополнением подготовки и совершенствования практических навыков.
Лигатюк Полина Вячеславовна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.