Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / ДИСЦИПЛИНА «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ» В ПРОГРАММЕ ОРДИНАТУРЫ. РЕАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ «СЛУЧАЙННЫЙ» РУДИМЕНТ?

ДИСЦИПЛИНА «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ» В ПРОГРАММЕ ОРДИНАТУРЫ. РЕАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ «СЛУЧАЙННЫЙ» РУДИМЕНТ?

Автор(ы): В.С. Олексик, С.В. Ходус, Е.С. Борезнко

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Актуальность

Симуляционное обучение позволяет будущим врачам развивать практические навыки в условиях, максимально приближенных к реальным, без риска для пациентов. Преподаватели симуляционного обучения должны быть высококвалифицированными специалистами, способными создавать и поддерживать базу клинических симуляционных сценариев, вести методическую работу, взаимодействовать с техниками и инженерами симуляционного центра, а также обеспечивать безопасность и работоспособность профессионального оборудования, включая компьютеры, тренажеры, симуляторы и фантомы. Но существенной проблемой является то, что на данный момент нет профессионального стандарта – преподаватель/ специалист симуляционного обучения. Что приводит к значительной неоднородности степени подготовки кадров, осуществляющих симуляционное обучение, во многих центрах недостаточно полно используются возможности симуляционного оборудования, обучение ведется по устаревшим или малоэффективным методикам.
При подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры одной из задач стоит сформировать общепрофессиональные компетенции, включающие готовность к педагогической деятельности. Симуляционное обучение крепко закрепилось в стандартах обучения медицинского специалиста и всё чаще используется в образовательном процессе, поскольку оно позволяет развивать практические навыки в условиях, приближенных к реальным, без риска для пациентов. Включение в программы ординатуры Цикла способствует формированию современных компетенций и готовности к эффективному применению симуляционного обучения в практике.
Также одной из ключевых задач врача - умение объяснять пациентам сложные медицинские концепции на доступном для них языке. Важность этого навыка подчеркивается возросшей ролью пациента в принятии решений о лечении и необходимости обеспечения информированного согласия. В Цикле предусмотрен обучающий компонент для будущих врачей методам и техникам эффективного общения и обучения взрослых, что особенно важно в медицине, где неправильное понимание информации может иметь серьезные последствия. В условиях быстрого развития медицинских технологий и постоянно обновляющихся знаний, этот курс также помогает медицинским работникам адаптироваться к изменениям и эффективно передавать актуальные медицинские знания.

Материалы и методы

Дисциплина «Педагогика и психология обучения взрослых» включена во все программы подготовки по реализуемым специальностям ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (далее - Академия). Цикл рассчитан на 36 часов обучения и включает изучение базовых принципов андрагогики, понятийного аппарата симуляционного обучения, принципов построения занятия с использованием симуляционных технологий обучения, а также самостоятельную разработку клинических сценариев симуляционного обучения. Важной частью цикла является обучение навыкам эффективного дебрифинга – процессу анализа, разбора и обсуждения полученного опыта в ходе прохождения симуляционного тренинга. Концепция симуляционного обучения позволяет успешно использовать дебрифинг в медицинском образовании как структурированный процесс обратной связи по результатам учебного процесса, в ходе которого преподаватель/тренер задает ряд вопросов, а курсант анализирует результаты собственного выполнения задания результаты собственного выполнения задания.
Также во время обучения большое внимание уделяется не только приобретению технических навыков, но и развитию коммуникативных и лидерских качеств у будущих специалистов, психологии поведения «трудных» обучающихся, с трансляцией на практическую деятельность - «трудный» пациент. В процессе обучения используются интерактивные методы, такие как ролевые игры, групповое обсуждение, кейс-задачи и обратная связь, что позволяет студентам применять теоретические знания на практике и развивать навыки критического мышления.
По результатам успешного освоения обучающимися Академии программ дисциплин «Моделирование патологии, цифровое прогнозирование» и «Педагогика и психология обучения взрослых» в рамках исполнения соглашения о сотрудничестве между Общероссийской общественной организации «Российское общество симуляционного обучения в медицине» (РОСОМЕД) и Академией и по итогам сертификационного тестирования (ЕОИС РОСОМЕД), выдается обучающимся сертификат «Специалист медицинского симуляционного обучения» (РОСОМЕД). Сертификат подтверждает их высокую квалификацию и способность эффективно использовать симуляционные технологии при проведении занятий.

Результаты

В течение 2023-2024 учебного года Цикл в рамках подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России успешно завершили 149 обучающихся. По окончании цикла обучающемся предлагалось пройти итоговое тестирование, состоящее из вопросов учебного пособия "Специалист медицинского симуляционного обучения" (второе издание, 2021 г.). Результаты показали, что 92% обучающихся успешно прошли тестирование, продемонстрировав высокий уровень знаний, получив оценки "хорошо" и "отлично". В 2024-2025 учебном году запланировано проведение сертификационного тестирования с использованием ЕОИС РОСОМЕД.

Обсуждение

Цикл «Педагогика и психология обучения взрослых» представляет собой уникальную возможность для ординаторов получить знания в области симуляционного обучения и приобрести необходимые профессиональные компетенции. Цикл позволяет будущим врачам использовать в своей практической деятельности различные стили общения, методы обучения и мотивации, выявлять «трудных» обучающихся-пациентов, выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами, что в совокупности позволяет им более гибко подходить к каждому клиническому случаю и обеспечивать наиболее комплексный подход к терапии пациентов.
Таким образом, внедрение курса "Педагогика и психология обучения взрослых" в образовательные программы медицинских учреждений способствует подготовке квалифицированных специалистов, способных эффективно применять симуляционные технологии и адаптироваться к потребностям каждого пациента, что в конечном итоге улучшает качество медицинской помощи.

Тема: Коммуникативные навыки
Владимир Сергеевич Олексик

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: