Создание и реализация кейсов для обучения студентов и ДПО

Автор(ы): Витушинская В.Р., Савина Т.П., Маряшева С.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБПОУ "Медицинский колледж"

Актуальность

Медицинская сфера претерпевает постоянные изменения, что требует от обучающихся готовности к решению сложных профессиональных задач. Актуальность разработки и внедрения кейсов в образовательный процесс медицинского колледжа обусловлена потребностью в подготовке кадров, способных эффективно реагировать на вызовы современного здравоохранения и обеспечивать высокое качество медицинской помощи.
Применение кейс – ориентированного обучения позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным рабочим ситуациям, способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и навыков принятия решений. Это, в свою очередь, формирует профессиональные компетенции, необходимые для успешной деятельности в области медицины.

Цель

Подготовить кадры, способные эффективно действовать в условиях динамично развивающейся медицинской практики, используя кейс-метод для развития критического мышления, аналитических способностей и навыков принятия решений.

Материалы и методы

Пример структуры кейса:
1. Титульный лист: название кейса, автор, дата создания, контактная информация.
2. Содержание: список всех разделов и подразделов кейса с указанием страниц.
3. Введение: краткое описание проблемы или ситуации, которую рассматривает кейс, и его цель.
4. Определение цели кейса: целевая аудитория, цель кейса, соответствие цели кейса учебной программе и профессиональным стандартам.
5. Определение темы кейса: актуальность темы, соответствие темы цели кейса.
6. Разработка кейса: исследование на выбранную тему, определение целевой аудитории, сбор информации, анализ ситуации, постановка задач, разработка плана действий, оценка результатов, вопросы для обсуждения, тестирование кейса, доработка кейса, интеграция кейса в учебный процесс.
7. Заключение: обзор ключевых моментов кейса, рекомендации по использованию кейса.
8. Приложения: дополнительные материалы, такие как таблицы, графики, документы, которые могут помочь в понимании кейса.

Результаты

Использование кейс – ориентированного обучения дает следующие результаты:
1. Развитие клинического мышления и аналитических способностей. Обучающиеся учатся самостоятельно искать, анализировать и систематизировать информацию, выявлять проблемы и предлагать обоснованные решения, поскольку проработка информации, представленной в кейсе, требует умения выделять главное, сравнивать и делать выводы.
2. Совершенствование коммуникативных навыков в результате работы над кейсами, которая часто включает в себя обсуждение и презентацию решений. Многие кейсы предполагают командную работу, что помогает развить навыки сотрудничества и взаимопомощи.
3. Решение кейсов помогает как применять теоретические знания на практике, так и распознать возможные пробелы в знаниях - выявляется контекст, в котором возникают проблемы, и его следует учитывать при принятии решений в профессиональной деятельности.
4. Адаптация к новым условиям. Работая над кейсами, обучающиеся знакомятся с реальными проблемами, которые могут возникнуть на рабочем месте, что помогает им лучше подготовиться к работе. Это особенно важно в контексте быстро меняющейся медицинской практики.
5. Кейс-метод делает процесс обучения более интересным и вовлекающим, что может повысить мотивацию к обучению.

Обсуждение

Кейс-метод — эффективный инструмент в медицинском образовании, позволяющий обучающимся применять теоретические знания на практике и развивать необходимые навыки.
Преимущества кейс-метода:
позволяет обучающимся применять теоретические знания на практике;
развивает критическое мышление, аналитические способности и навыки принятия решений;
максимально приближает учебный процесс к реальным рабочим ситуациям;
способствует формированию профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности в области медицины.
Трудности внедрения кейс-метода:
отсутствие опыта работы с кейс-методом у преподавателей;
необходимость сбора достоверной и актуальной информации;
сложность оценки результатов.
Для преодоления этих трудностей и повышения эффективности кейс-метода необходимо:
Проводить обучение преподавателей основам кейс-метода и его применению в учебном процессе.
Создать базу актуальных кейсов, которые будут использоваться в обучении.
Разработать чёткие критерии оценки для определения эффективности применения кейс-метода.
Использовать современные технологии для упрощения процесса сбора и анализа ситуаций.
Постепенно внедрять кейс-метод в учебный процесс, начиная с отдельных курсов или модулей.

Выводы

Кейс-ориентированное обучение в медицинском образовании играет ключевую роль в развитии критического мышления, аналитических способностей и навыков принятия решений у студентов и слушателей ДПО. Этот метод позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным рабочим ситуациям, что делает его особенно актуальным в условиях постоянных изменений в медицинской сфере.
Процесс создания и реализации кейсов включает определение цели, выбор темы, разработку кейса и заключение. Важным этапом является тестирование кейса на группе студентов или коллег для получения обратной связи и доработки кейса.
Однако при внедрении кейс-метода возможно столкнуться с проблемами, такими как отсутствие опыта работы с ним у преподавателей, необходимость сбора достоверной и актуальной информации, сложность оценки результатов и ограничения по времени и ресурсам.
Для преодоления этих проблем и повышения эффективности кейс-метода необходимо проводить обучение преподавателей, создавать базу актуальных кейсов, разрабатывать чёткие критерии оценки, использовать современные технологии и постепенно внедрять кейс-метод в учебный процесс.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Валия Витушинская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: