Роль коммуникативного навыка «Стандартизированный пациент» в аккредитации специалистов здравоохранения.

Автор(ы): Койчуев Р.А., Абдуразакова М.А., Айсаева Б.М., Койчуев Х.А.

Город: Махачкала

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дагестанский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Взаимодействие врача и пациента носит особый, сложный характер, которое усугубляется многочисленными факторами –стресс, болезнь, недостаток времени и т.д. Нередко у врачей возникали конфликты с пациентами. В свою очередь пациенты регулярно жалуются в руководящие и контролирующие органы учреждений системы здравоохранения, что врачи не умеют общаться с больными, не умеют «слушать», не проявляют должного внимания. По информации общероссийского портала медицинских отзывов МедПоиск.ру (www.medpoisk.ru) отрицательные отзывы о врачах составляют 33,9% от их общего числа. Нет сомнений в том, что необходимо применить системный подход в достижении компетенций с учетом навыков клинического мышления и коммуникации. Сегодня методика «стандартизированный пациент» (СП) прочно вошла в арсенал преподавателей всего мира при обучении клиническим навыкам и объективной оценки приобретенной компетенции. В России отношение к данной методике неоднозначное, но уже многие считают, что это доступный и эффективный метод освоения клинических умений врача.
Коммуникативные навыки врача –это вербальные и невербальные способы конструктивного общения в клинической ситуации.

Цель

-освоение новой компетенции – роли «стандартизированного пациента» при аккредитации специалистов здравоохранения по навыкам профессионального общения.
-улучшить навыки эффективного общения с пациентами и интегрировать их в профессиональные задачи.

Материалы и методы

Освоение компетенции коммуникативного навыка осуществлялось в симулированных условиях на площадке аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО Дагестанского государственного медицинского университета Минздрава России, с участием симулированного пациента и использованием сценариев для стандартизированного пациента. Осуществлялось воссоздание фрагмента из клинической практики амбулаторного приема пациента участковым врачом, где студенты максимально использовали вербальные и невербальные способы общения при сборе жалоб и анамнеза у симулированного пациента.

Результаты

После проведения коммуникативного навыка «Стандартизированный пациент» все студенты сохранили средний уровень коммуникативных навыков, аналогичный исходному уровню оценки после теоретического обучения, однако в группе студентов, прошедших повторное оценивание, были обнаружены существенные отличия в специфических коммуникативных способностях. Эмпатия, фассилитация и способность собирать анамнез значительно улучшились, присутствовал зрительный контакт, также обеспечивался комфорт пациента. Таким образом, студенты улучшили качество сбора жалоб и анамнеза, следовательно в последующем ожидается и улучшение диагностика и лечение пациента.

Выводы

Полученные результаты подчеркивают, что использование коммуникативных навыков дает возможность выстроить доверительные отношения врача с пациентом, что приводит к более обширному сбору информации по определенной болезни и правильному выстраиванию диагностической линии. Использование коммуникативных навыков акцентирует внимание на важности комплексного подхода к обучению клинической коммуникации в течение всего периода обучения в медицинском вузе.
Как показали результаты проведенной аккредитации экзаменационной станции «Сбор жалоб и анамнеза», высокий процент обучающихся показали хороший результат и способность к работе в системе практического здравоохранения.

Тема: Коммуникативные навыки
Милана Абдуразакова

Опыт билингвального обучения студентами-наставниками

Автор(ы): А.А. Сухинин, Т.Р. Парасунько, Т.С. Мусаева

Город: Краснодар

Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

Актуальность

Передача знаний во время таких занятий осуществляется более эффективно, так как это делают студенты-наставники, которые еще недавно испытывали сходные сложности в освоении какого-либо предмета. Студенты, как предоставляющие, так и принимающие, знания безусловно, будут более осведомлены о предметах, обсуждаемых в группе. Фактически, обе группы (наставники и студенты) учатся и извлекают пользу из взаимодействия. Наставники приобретают опыт общения и лидерства, укрепляя свое предыдущее обучение и открывая для себя, чего они способны достичь в области наставничества и преподавания. С другой стороны, студенты-учащиеся приобретают уверенность и испытывают снижение тревожности, когда имеют дело с определенными ситуациями, такими как клинические случаи при неотложных состояниях, например.

Цель

Улучшение системы обучения в ФГБОУ ВО КубГМУ и создание комфортной учебной среды для повышения показателей обучения

Материалы и методы

Разработанная система преподавания студентами-наставниками проводится в рамках медицинской программы обучения бакалавриата и применяется в Кубанском Государственном Медицинском Университете с сентября 2019.
В анкетированном опросе приняли участие 42 студента иностранного факультета и 234 студента лечебного факультета и 18 студентов-наставников.
Обучение учащихся студентами-наставниками старших курсов позволяет осуществлять эффективное обучение и повысить вовлечение в учебный процесс. Поэтому в Кубанском Государственном Медицинском университете разработана программа преподавания студентами старших курсов в свободное от собственного обучения времени под контролем преподавателя. Преподавание студентами-наставниками определяется как практика, при которой учащиеся старших курсов (5-6 курс) взаимодействуют с учащимися младших курсов (1-2 курсы) для достижения образовательных теоретических и практических целей.

Результаты

По данным анкетированного опроса передача знаний во время таких занятий осуществляется более эффективно (86% по данным опроса иностранных студентов) и (74% по данным опроса студентов лечебного факультета), так как это делают студенты-наставники. Студенты-наставники приобретают опыт общения и лидерства, укрепляя знания из своего предыдущего обучение и открывая для себя, чего они способны достичь в области наставничества и преподавания. С другой стороны, студенты приобретают уверенность и испытывают снижение тревожности. С практической точки зрения, взаимное обучение улучшает интеграцию в ситуации взаимодействия с пациентом и уверенность студентов в общении с ними, поскольку оно поощряет самостоятельное обучение, критическое мышление и навыки решения проблем. Это также дает студентам чувство автономии, когда они принимают на себя ответственность за свое собственное обучение. Кроме того, взаимное обучение используется для передачи информации большим группам студентов с меньшим вовлечением преподавателей, которые в то же самое время наблюдают за процессом и в дальнейшем, мягко направляют его, и принимают решения, как сделать образовательный процесс еще более эффективным. В то время, когда существует необходимость подготовки большего числа компетентных, обладающих критическим мышлением, врачей, данный вид обучение более эффективно использует ресурсы, когда студенты обучают и контролируют студентов младших курсов, повышая собственный уровень знаний и выявляя пробелы в собственном обучении на младших курсах.

Обсуждение

Несмотря на то, что эффективное обучение с помощью студентов-наставников может сыграть ключевую роль в изменении поведения и помочь нам достичь лучших результатов, потребность во всестороннем контроле преподавателя за процессом обучения остается важной. Если студенты-наставники недостаточно осведомлены или не обладают соответствующими компетенциями, то они не могут точно передать информацию другому учащемуся. И только объясняя, отвечая на вопросы, корректируя практические навыки студентов-учащихся студенты-наставники расставляют приоритеты и грамотную последовательность изложения материала.

Выводы

Полученные результаты анкетирования студентов обеих сторон обучения свидетельствуют о том, что обучение с участием сверстников в условиях высокой избирательности позволяет достичь краткосрочных результатов обучения. Кроме того, взаимное обучение оказывает благотворное влияние на результаты обучения студентов в качестве студентов-наставников, а также студентов-учащихся.

Тема: Коммуникативные навыки
Татьяна Мусаева

Электронные образовательные ресурсы по латинскому и иностранному языку в дистанционном обучении

Автор(ы): О.Ю. Ольшванг

Город: Екатеринбург

Учреждение: Уральский государственный медицинский университет

Актуальность

Информационные и коммуникационные технологии активно внедряются в высшем образовании последние 15 лет. Благодаря улучшению технической оснащенности, взаимодействию с техническими специалистами, а также освоению преподавателями нового программного обеспечения для создания мультимедийного контента в последнее время произошли качественные и количественные изменения в электронных ресурсах, которые предлагаются студентам. Появление интерактивных видео-лекций, тренажеров позволяет не только мотивировать студентов, но и повысить качество освоения дисциплины. Если до марта 2020 года данные ресурсы использовались преимущественно как дополнительные, главным образом в рамках самостоятельной работы, при переходе на дистанционный режим работы эти ресурсы, особенно контрольно-измерительные материалы, стали выходить на первый план.

Цель

Цель данной работы - представить разработанные электронные образовательные ресурсы по иностранному и латинскому языку и результаты их использования в период дистанционного обучения.

Результаты

Электронные ресурсы, используемые в образовательном процессе, можно условно поделить на следующие группы:
- электронные учебные пособия (размещены на учебном портале и заменяют учебные пособия на бумажном носителе, интерактивное оглавление обеспечивает быструю навигацию по ресурсу, при необходимости можно быстро внести изменение, быстро предоставить доступ к ресурсу для обучающихся по сравнению с публикацией бумажного пособия);
- тренажеры (фонетический тренажер, размещенный на учебном портале, с подробным разбором каждого примера с транскрипцией и прикрепленным аудиофайлом, лексико-грамматический тренажер в форме веб-приложения и мобильного приложения для Android для закрепления лексико-грамматического материала по каждой теме, тренажер по лексике на платформе Quizlet для закрепления лексики по каждой теме в интерактивной, игровой форме);
- электронный латинско-русский словарь (позволяет осуществлять поиск не только по начальной форме слова, но и по отдельным морфемам и словоформам, в словарной карточке представленная расширенная грамматическая информация, примеры употребления лексемы);
- видео-лекции (видео-лекции на платформе YouTube и интерактивные видео-лекции на учебном портале с тестом для самопроверки после каждой лекции);
- тесты (тренировочные тесты с неограниченным количеством попыток и контрольные тесты с 1 попыткой сдачи по каждой теме).
Внедрение тренажеров, особенно фонетического, существенно повысило успеваемость обучающихся (97% сдали зачет по чтению с первого раза). Лексические тренажеры также пользуются популярностью, но для успешной сдачи текущего контроля, как отмечают сами обучающиеся, необходимо научиться писать слова, а не только устанавливать соответствия между иноязычным словом и его эквивалентом на русском языке, в связи с этим использование тренажеров приходится совмещать с традиционными методами.
Видео-лекции позволяют обучающимся неоднократно прослушать изучаемую тему, предоставляют возможность прослушать тему в изложении разных преподавателей. Поскольку продолжительность видео-лекции не превышает 10 минут, повышается вероятность, что лекцию дослушают до конца.
Хотя изначально тесты требуют много времени для разработки, они позволяют оптимизировать проведение текущего контроля в условиях дистанционного обучения. 100% обучающихся перед прохождением контрольного теста обращались к тренировочному тесту как минимум один раз, ряд студентов проходили тренировочные тесты до 10 раз, добиваясь 100%-го результата. Проведение текущего контроля в форме тестов предоставляет студентам большую свободу, так как они сами могут организовать и распределить время для подготовки к тесту и его сдачи, и существенно экономит время преподавателя на проверку работ. При этом в режиме дистанционного обучения тесты не исключили проведение итоговых контрольных работ по каждому разделу дисциплины по латинскому языку и устных сообщений и собеседований на иностранном языке.

Выводы

Переход на дистанционное обучение привел к более интенсивному использованию ряда электронных образовательных ресурсов как для обучения, так и для текущего и промежуточного контроля знаний. На наш взгляд, тесты представляют интерес в организации текущего контроля (что может быть использовано в режиме дистанционного и офлайн обучения), но для промежуточного контроля предпочтительно использовать иные формы (собеседование, контрольные работы и т.д.).

Тема: Коммуникативные навыки
Ольга Ольшванг

Симуляция при оценивании навыков общения с пациентом в аккредитации медицинских специалистов: подходы, проблемы, решения

Автор(ы): Е.В. Дьяченко

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России

Цель

Обозначить научно-методические и организационные подходы к оцениванию навыков общения с пациентом в симулированных условиях на практико-ориентированном этапе аккредитации медицинских специалистов, проблемы в реализации станции "Коммуникация", направления решений

Материалы и методы

Обозначаемые вопросы:
1. Что необходимо сделать, чтобы оценить навыки процесса общения врача с пациентом на практико-ориентированном этапе аккредитации медицинских специалистов?
2. Какие есть проблемы при оценивания навыков общения в симулированных условиях?

Результаты

Опыт организации станции "Коммуникация" в аккредитации медицинских специалистов, начиная с 2018 г., позволил сформулировать следующие позиции.
1. На этапе оценки навыков в симулированных условиях необходимо организовать и обеспечить два процесса:
- во-первых, организовать симуляцию фрагмента медицинской консультации с привлечением стандартизированного пациента (в соответствии с трудовыми действиями профессионального стандарта).
- во-вторых, обеспечить наблюдение за отдельными компонентами процесса и содержания общения (в соответствии с паспортом станции и оценочными средствами - клиническая часть задачи, сценарий стандартизированного пациента, оценочные листы).
Межуниверситетской рабочей группой [ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и ФГБОУ ВО Уральский ГМУ Минздрава России], созданной Методическим центром аккредитации, разработаны подходы:
- к организации и обеспечению станции «Коммуникация» (Как организовать станцию? Как подготовить СП? Как организовать и обеспечить работу эксперта?);
- к научно-методическому обеспечению оценивания навыков общения (Какие оценочные средства? Какая у них доказательная база? Как проходит их апробация и согласование с экспертами профильных медицинских научно-исследовательских центров?).
2. Минимум две ключевые проблемы в части оценивания коммуникативных действий врача, т.е. предмета оценки, реализованного в чек-листе:
- во-первых, отсутствие качественных отечественных исследований в области навыков общения отечественных врачей и, как следствие, отсутствие отечественных клинических рекомендаций/руководств в области эффективных коммуникативных навыков врача как инструментов реализации профессиональных задач/трудовых функций (сбор жалоб, разъяснение и т.д.).
- во-вторых, отсутствие отечественных клинических рекомендаций/руководств требует объемной и репрезентативной психометрической работы по кросс-культурной оценке валидности зарубежных моделей клинического общения.
Выбор навыков процесса общения с пациентом, как предмета оценивания на станции "Коммуникация", опирался на позиции:
· убедительная доказательная база эффективности коммуникативного действия (навыка) для решения конкретной профессиональной задачи врача: например, сбор жалоб и анамнеза и/или разъяснение информации пациенту;
· доступность коммуникативного действия непосредственному наблюдению;
· согласованность мнений экспертов в отношении однозначности понимания и различения навыка в поведении аккредитуемого (в терминологии Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации).
Опыт организационно-методической работы и анализ результатов успешности прохождения коммуникативной станции аккредитуемыми показал ряд проблем.
Во-первых, подготовка аккредитуемых к прохождению станции:
- отсутствие типовой программы обучения навыкам общения с пациентом (при наличии в отдельных организациях подобного обучающего модуля наблюдается отсутствие стандарта в реализации его содержания).
Во-вторых, подготовка стандартизированных пациентов как компонента оценочного средства.
- отсутствие официальных нормативных документов, регламентирующих работу лиц, исполняющих роль СП в ОСКЭ!
- обеспечение валидности работы СП на экзамене (стандарта поведении при предъявлении клинической ситуации):
· идентификация лица, исполняющего роль СП на станции (подмена лиц, привлечение несертифицированных и необученных лиц);
· трудности удержания стандарта поведения СП (жалобы, история болезни и т.д.) при многократной реализации сценария в течение рабочего дня;
- ежегодное выбывание лиц, из реестра обученных СП (до 47% в 2019 г, 24% в 2020 г.).
- на тренинг для освоения программы "СП в аккредитации медицинских специалистов" организациями, реализующими аккредитацию, направляются лица, не "подходящие для работы на данной станции": студенты/ординаторы или преподаватели, ведущие подготовку аккредитуемых к ОСКЭ и не прошедшие обучение по курсу навыки общения с пациентом, административные работники.
В-третьих, подготовка экспертов для работы на станции оценки навыков общения.
- эксперты (члены аккредитационных подкомиссий), не прошедшие обучающий вебинар по методике оценки навыков общения, допускают существенные и критические для аккредитуемого ошибки при работе с чек-листом (например, при работе с обратными (инвертированными) и взаимоисключающими дескрипторами чек-листа).

Выводы

Доказательно обоснованными направлениями решения могут выступить:
· проведение масштабных научных исследований в области навыков общения в повседневной врачебной практике в России (Какие актуальные проблемы есть у российских врачей при общении с пациентами? Какие навыки общения являются инструментами принятия клинических решений в условиях отечественных стандартов и порядков оказания медицинской помощи? Какие навыки важно формировать и оценивать? Какие есть возможности и ограничения в формировании навыков в симулированных условиях? Как готовить симулированных пациентов для целей обучения? Могут ли валидно симулировать фрагменты консультации «коммуникативные роботы»? и т.д.);
· поиск эффективных образовательных и оценочных практик, их интеграция в учебные дисциплины по клинической медицине в основные и дополнительные образовательные программы подготовки медицинских специалистов;
· создание многопрофильного научно-образовательного центра в области симуляционного обучения и оценивания специалистов здравоохранения (аналог AMEE-Russia).

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Дьяченко

Опыт преподавания модели партнерского общения в системе «врач-пациент» в дистанционном формате

Автор(ы): Шапекина Е.А., Шеховцов В.П., Валиев Т.М., Сазонов К.А.

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России

Актуальность

В соответствии с требованиями профессиональных стандартов и необходимостью повышения профессионального уровня возникает необходимость теоретического и практического обучения будущих врачей навыкам общения с пациентами. При хорошем контакте врача с пациентом достигаются клинически значимые результаты медицинской консультации, увеличивается эффективность лечения, вследствие приверженности пациента назначениям врача, повышается удовлетворенность врача оказанной помощью.
В этом году мы столкнулись с нестандартной ситуацией, когда обучение студентов в обычной очной форме оказалось не возможным. Появилась потребность в использовании технологий, позволяющих без снижения качества организовать и провести занятия в дистанционном формате. Особенность занятий заключалась в необходимости обеспечения прямого всестороннего контакта преподавателя и симулированного пациента с одной стороны и аудитории с другой. Возникающие сложности были решены благодаря платформе для видео- и аудиоконференций Zoom. На этой платформе проводились интерактивные видеосеминары со студентами выпускных курсов по обучению навыкам общения с пациентами.

Цель

Оценить возможность и качество проведения тренинговых занятий по формированию навыков общения в системе «врач-пациент» в дистанционном формате с использованием платформы для видео- и аудиоконференций Zoom.

Материалы и методы

В Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре Тверского государственного медицинского университета не смотря на изменение формата проведения занятий продолжал реализовываться пилотный проект по подготовке обучающихся навыкам общения с пациентами. В связи с возникновением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в весеннем семестре 2020 г., все обучение было переведено в дистанционный формат, в том числе и занятия по коммуникативным навыкам со студентами выпускных курсов университета. В целях реализации программы обучения, видеосеминары проводились на платформе для видео- и аудиоконференций Zoom.
На семинары приглашалась группа студентов, участвовавшая в пилотном проекте. Обучающимся было предложено зарегистрироваться на платформе Zoom, для входа в конференцию им заранее рассылались пароли и логины. Для поддержания интерактива все участники видеосеминара должны были оставлять включенными видеокамеру и звук на компьютере. Занятия состояли из двух частей. В первой части предлагалось ознакомиться с теоретическим материалом, представленным в виде презентации и отражающим основные концепции и преимущества партнерской модели общения с подробным разбором алгоритма медицинской консультации. Наибольшее внимание уделялось сбору жалоб и анамнеза на первичном приеме, а также разъяснению медицинской информации (консультированию). Во второй части – происходил подробный разбор возникших проблем, а также ответы на вопросы. На семинарах присутствовали стандартизированные пациенты: сотрудники университета, прошедшие специальную подготовку, которые также могли включаться в беседу, предлагая ответы, на возникающие вопросы. В последующем на платформе Zoom проводились тренинговые интерактивные видеосеминары. На данных занятиях, при участии симулированных пациентов в режиме реального времени, происходило обыгрывание тренинговых сценариев, с последующим разбором ошибок обучающихся. Благодаря возможностям платформы Zoom, студенты могли отчетливо слышать собеседника, поддерживать необходимый зрительный контакт с симулированным пациентом, наблюдать невербальные сигналы партнера, которые так важны для построения взаимоотношений врач-пациент.

Результаты

В результате проведенных онлайн семинаров был выявлен повышенный интерес обучающихся к теме занятия, с желанием в последующем включить данные навыки в работу.
Благодаря проведенным интерактивным видеосеминарам на платформе для видеоконференций Zoom был получен опыт работы онлайн по формированию навыков общения с пациентом. Обучающиеся не только получили теоретические знания, но и смогли наработать навыки общения с помощью стандартизированного пациента.

Обсуждение

В условиях возникновения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для формирования профессиональной компетенции, есть возможность продолжить обучение коммуникативным навыкам общения в дистанционном формате. Занятия рекомендуем проводить в виде интерактивного онлайн семинара. Для проведения промежуточной аттестации с целью оценки сформированности навыка, может рассматриваться возможность привлечения стандартизированного пациента для реализации тренировочного сценария.
Кроме того, актуальна потребность в увеличении количества проводимых тренингов с привлечением симулированных пациентов, расширении фонда используемых сценариев.

Выводы

Проведенный анализ показал возможность преподавания модели медицинского консультирования в дистанционном формате с сохранением качественной составляющей. Авторами рекомендовано проведение интерактивных онлайн семинаров с привлечением стандартизированных пациентов на платформе для видеоконференций Zoom, при условии перехода на дистанционное обучение.

Тема: Коммуникативные навыки
Виктор Шеховцов

Особенности развития коммуникативных навыков у студентов после работы в качестве врачей участковых-терапевтов

Автор(ы): Копылов Е.Д., Лопатин З.В., Садальский Ю.С., Богданова О.Г.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" МЗ РФ

Актуальность

Эффективная коммуникация необходима для создания плодотворных и доверительных взаимоотношений между пациентом и врачом. Обучение студентов данным навыкам становится одной из важнейших целей медицинского образования. Тем не менее, требуется разработать подходы к оценке данных умений, так как исходя из множественных опросов, приобретенные навыки постепенно утрачиваются в период обучения в медицинском университете.

Цель

Оценить особенности коммуникации студентов медицинского вуза в симулированных условиях, максимально приближенных к клинической среде, до и после их работы в качестве помощника врача участкового-терапевта

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 256 студентов 5 курса ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова МЗ РФ по специальности «Лечебное дело», оценка коммуникативных навыков проводилась в симулированных условиях на базе аккредитационно-симуляционного центра СЗГМУ им. И. И. Мечникова. Студенты проходили 36 часовой курс, посвященный базовым коммуникативным навыкам. Результаты приобретенных теоретических знаний оценивались путем сбора анамнеза у симулированного пациента. Из 256 человек были выбраны 68 студентов, закончивших учебный цикл поликлинической терапии, и вновь оценены, используя симуляционную среду.

Результаты

После практической подготовки все студенты сохранили средний уровень коммуникативных навыков, аналогичный исходному уровню оценки после теоретического обучения, однако в группе студентов, прошедших повторное оценивание, были обнаружены существенные отличия в специфических коммуникативных способностях. Эмпатия и способность собирать анамнез значительно улучшились, в то время как структура сбора анамнеза и невербальное поведение снизились. Таким образом, общая оценка осталась неизменной, отображая баланс между улучшившимися, ухудшившимися и неизмененными компетенциями.

Выводы

Полученные результаты подчеркивают равную значимость контакта и работы с пациентами, практических занятий в симулированной среде и теоретической подготовки для приобретения, поддержания и развития коммуникативных навыков, акцентируя внимание на важности комплексного подхода к обучению клинической коммуникации в течение всего периода обучения в медицинском вузе.

Тема: Коммуникативные навыки
Евгений Копылов