Автор(ы): Гостимский А.В., Федорец В.Н., Лисовский О.В., Липская Е.В., Кузнецова Ю.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Результаты
Одной из основополагающих составляющих в последипломной подготовке молодых специалистов является приобретение практических навыков по той или иной медицинской специальности. Приобрести такие навыки и отработать их до должного уровня позволяет использование симуляционного оборудования. Оптимальным является формирование центров фантомно-симуляционного обучения в медицинских учреждениях.
В таких центрах возможна отработка различных практических навыков. От простейших (внутримышечные, внутривенные иньекции ) до узкоспециализированных манипуляций (эндоваскулярные, лапароскопические и эндовидеохирургические навыки).
Прохождение симуляционного курса интернами и клиническими ординаторами на сегодняшний день является обязательным. В процессе обучения молодые врачи учатся взаимодействовать друг с другом, моделировать реальные условия и уверенно повторять одни и те же навыки. Концентрация симуляционного оборудования на одной территории позволяет начинать обучение интернов и клинических ординаторов с проверки остаточных вузовских навыков. В дальнейшем, обучающиеся проходят курс общеврачебным манипуляциям, после чего, молодые специалисты различных направлений переходят к изучению узкоспециализированным навыкам.
Использование симуляторов в последипломной подготовке позволяет не только овладеть различными врачебными навыками каждому специалисту, но и выработать умение взаимодействовать друг с другом, работать в одной команде. Возможность многократного повторения одного и того же сценария позволяет доводить овладение навыками до автоматизма. Наличие программируемых симуляторов центра дает возможность разрабатывать умение оказывать помощь в различных редких клинических ситуациях. Создание единых центров фантомно-симуляционного обучения позволяет реализовать в жизнь идеи непрерывного медицинского образования, используя возможности центров в ходе тематических усовершенствований врачей
Целью данной работы является оценка эффективности проведения симуляционных курсов в ходе обучения интернов и клинических ординаторов первого года обучения.
Материалы и методы: В Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете создан центр современных образовательных технологий. В состав которого входит кафедра общей медицинской практики, осуществляющая преподавание студентам и молодым врачам с использованием фантомно-симуляционного оборудования. На кафедре общей медицинской практики интерны и клинические ординаторы различных специальностей проходят обязательный симуляционный курс. В обучении используются как простые фантомы, так и современные программируемые симуляторы для отработки простейших сестринских манипуляций, диагностических и лечебных процедур, первичной и расширенной реанимации, тактики ведения родов.
Проведено анкетирование и оценка овладения практическими навыками до и после проведения симуляционного курса у 200 интернов и клинических ординаторов первого года.
Результаты: По итогам анкетирования выявлено, что 14% опрошенных не имели даже теоретического представления о базовых манипуляциях (таких как катетеризация подключичной вены, основы транспортной иммобилизации, промывание желудка, постановка зонда Блэкмора, наложение швов и т.д.). У 46% тестируемых, ранее не практиковавшихся на фантомах, выявлено отсутствие многих навыков, необходимых для врачебной практики. Стоит отметить, что все опрошенные специалисты не достаточно уверены в уровне своих навыков.
По окончании симуляционного цикла, вновь было проведено анкетирование и оценка практических навыков, показавших, что по окончании симуляционного курса молодые врачи не только приобретают навыки, но отрабатывают до автоматизма уже имеющиеся навыки и более уверенно их реализуют в дальнейшей медицинской практике. В 73% наблюдений слушатели курса уверенно и безошибочно выполнили манипуляции. В 22% были допущены незначительные ошибки и лишь в 5% молодые специалисты допустили грубые ошибки.
Вывод: по результатам нашего исследования видно, что симуляционный центр нашего университета работает эффективно, позволяя молодым врачам приобретать опыт и быть уверенным в своих способностях на всех этапах своей деятельности.
Админ .
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.