ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Автор(ы): Свистунов А.А., Фомин В.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горшков М.Д.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Наличие системы мотивации преподавателей и обучающихся совместно с объективной оценкой смогут стать инструментом для повышения качества образования. 

Организаторы системы подготовки должны понимать, что в сегодняшней ситуации у людей не просто появилась возможность самостоятельно принимать решения о выборе профессии, вуза, рабочего места и т.д., но это стало и необходимым в их жизни. Как это ни парадоксально, многие студенты не готовы пользоваться данными правами, и продолжают ждать, когда родители выберут для них вуз, тот, в свою очередь, наполнит их знаниями и обеспечит высокооплачиваемым рабочим местом. А работодатели в один голос заявляют, что не довольны подготовкой большинства выпускников, потому что хотят видеть в своих организациях не просто специалистов с багажом знаний, а активных, гибких и целеустремленных «прогрессоров», которых не надо постоянно подгонять и заставлять.

Требования к повышению качества профессиональной подготовки специалистов с медицинским образованием заставляют искать рациональные решения, отлаживать систему их обучения. В структурах многих медицинских вузов Российских Федераций существуют, так называемые фантомные центры практической подготовки или симуляционные центры, где имитируется будущая профессиональная деятельность. Роль пациентов при этом выполняют высокотехнологичные роботы. Выделение отдельной структурной единицы подобной коучинг-центру «Учебная виртуальная клиника «Ментор Медика» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова является инновационным проектом в Российской Федерации и целесообразно с позиции использования междисциплинарной интеграции, реализации компетентностного подхода в обучении и развития системы непрерывного медицинского образования. Преимущество «Ментор Медика» в том, что это структура позволяет еще на этапе обучения освоить техники и способы практической деятельности. 

Одним из препятствующих факторов внедрения инновационных технологий в процесс обучения является недостаточная мотивация обучающихся, которая выражается в пассивности на занятиях, не использования возможностей факультативов, отсутствии перспективного видения использования знаний и умений по отдельным темам, не желании приобретать компетентность, а ориентированности только на получение оценки. 

Смена устройства общества – переход на рыночные (свободные) отношения требует такого же отношения и к организации учебного процесса.

В коучинг-центре «Учебная виртуальная клиника «Ментор Медика» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова с самого начала его существования были созданы условия для самообучения студентов, но желающих было не много. Пока не появился элемент – объективный экзамен, пройти который без нужной подготовки стало не возможным! Весной 2012 года издан приказ Минздравсоцразвития России о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала. Приказ позволяет решить сразу две задачи: восполнить дефицит среднего медицинского персонала и дать реальную практику будущим врачам, пока они заканчивают своё основное обучение. 

В результате первых попыток проведения такого экзамена в нашем Центре выявилось, что практическая подготовка большинства студентов по дисциплине «Уход», не соответствовала необходимому уровню из-за того, что они считали её не профильной для профессии будущего врача. Из всего количества студентов, заявивших о желании пройти испытание этого специального экзамена в 2012 году прошли только 6%.

После этого эпизода большое количество студентов попросило организовать для них дополнительную подготовку перед сдачей экзамена. 

Было принято решение обеспечить потребность в преподавателях, для дополнительного обучения большого количества студентов, за счет самих студентов. И организовать это обучение в формате контролируемой самоподготовки. Для чего в нашем Центре учебной виртуальной клинике «Ментор Медика» развернута система тьюторства. Когда Центр берёт на себя обязательство организовать подготовку тьюторов из числа активных студентов по интересуемым их модулям, а они в свою очередь берут на себя обязательство после прохождения обучения проводить занятия по этим модулям со всеми желающими студентами.

Благодаря их деятельности процент студентов успешно сдавших экзамен на замещение должности среднего медицинского персонала с 6% в 2012 году выросло до 23% в 2013. При этом, процент сдавших экзамен от всех прошедших, хотя бы одно занятие с тьюторами, составил 69%, а среди самих тьюторов – 100%. 

В целом идея совершенно справедливая: обучая других, начинаешь лучше понимать сам. Обучение друг друга развивает и уважение к преподавательскому труду в целом. 

Наличие системы организованной самостоятельной работы студентов в виде тьюторства стало способствовать внедрению инновационной технологии симуляционного обучения, а также является фактором повышения мотивации обучающихся.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ .

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: