Автор(ы): Закондырин Д. Е.(1), Кондаков Е. Н.(1), Иванов А. Ю. (1), Пирская Т. Н.(1), Петришин В. Л .(2), Ефимов А. Н.(2)
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: 1)РНХИ им. проф. А. Л. Поленова, 2) СПбПГМУ им. акад. И. П. Павлова
Результаты
Симуляционные технологии становятся неотъемлимой частью обучения врачей различных, и первую очередь, хирургических специальностей. Авторы располагают 3 летним опытом симуляционного обучения 43 ординаторов по специальности «нейрохирургия» с использованием различных моделей: физических, биологических и виртуальных.
Необходимость введения симуляционного курса в программу обучения законодательно закреплена в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.12.2011 № 1475н. Согласно ему на симуляционное обучение в ординатуре должно отводиться не менее 108 учебных часов. В Российской Федерации на фоне таких специальностей как хирургия и акушерство-гинекология, опыт применения симуляционного обучения в нейрохирургии ничтожен. Проблема разработки программы такого обучения и оценка его современных возможностей представляется актуальной.
Цель. Разработка программы и основных направлений ее совершенствования с учетом собственного международного опыта.
Материалы и методы. Внедрение симуляционных технологий в программу обучения ординаторов по специальности «нейрохирургия» в РНХИ им. проф. А. Л. Поленова начато с ноября 2011 года. Занятия проводились на 2 площадках: в учебных классах на территории РНХИ им. проф. А. Л. Поленова и на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии СПБПГМУ им. акад. И. П. Павлова.Разработана программа продолжительностью 108 учебных часов, состоящая из 3 частей: базовой (18 часов), основной (54 часа) и дополнительной (36 часов). Базовый курс соответствует «курсу молодого бойца» (bootcampcourse) Общества неврологических хирургов (SNS) США для резидентов-нейрохирургов 1 года обучения и включает изучение вопросов анатомии центральной нервной системы, основ технического обеспечения современных нейрохирургических операций, техники лобно-височной трепанации черепа при черепно-мозговой травме (traumaflap), ламинэктомии, вентрикулопункции и люмбальной пункции. Для отработки техники базовых нейрохирургических навыков использовались фиксированный трупный материал человека и виртуальный web симулятор VCath. Основной курс соответствует программе симуляционного обучения резидентов-нейрохирургов 2-6 годов обучения (PGY2-PGY6) и направлен на освоение техники выполнения 6 основных транскраниальных доступов, оперативных вмешательств на структурах позвоночного столба из вентральных и задних доступов с использованием современных методов фиксации. В обучении использовался фиксированный трупный материал человека, нефиксированный материал крупного животного, синтетические муляжи позвоночного столба фирмы Synbone. Дополнительный курс соответствует программе симуляционного обучения резидентов-нейрохирургов 3 – 6 годов обучения (PGY3-PGY6) и позволяет приобрести навыки наложения сосудистого микроанастомоза и рентгенэндоваскулярной хирургии экстра- и интракраниальных отделов мозговых сосудов. Для обучения применялись синтетические модели сосудов, живые животные (крысы) и виртуальный компьютерный симулятор фирмы Mentice.
Изучение современного российского рынка обучающих технологий и мирового опыта позволяет выявить перспективные направления по усовершенствованию предложенной учебной программы. Возможно дополнение базового курса wetlabcотработкой базовой хирургической техники на живом животном (например, кролик) в условиях экспериментальной операционной, занятиями на тренажере люмбальной пункцииLumbarPunctureSimulatorII и виртуальном компьютерном симуляторе NeuroTouch (техника удаления интракраниальных опухолей). В основной курс может быть введено занятие по эндоскопическим интракраниальным доступам с использованием мобильной стойки KarlStorzTelePakи тренажеров SIMONT, а также эндоскопического модуля виртуального компьютерного симулятораNeuroTouch (техника вентрикулостомии).
Результаты. За истекший период было проучено 43 ординатора по специальности «нейрохирургия». По окончании симуляционного курса 100% обучаемых успешно прошли контрольное тестирование, причем 30% курсантов правильно ответили на более чем 90% вопросов. Устный опрос слушателей выявил высокую степень удовлетворенности программой курса и приобретенными знаниями в области микроанатомии и техники выполнения основных нейрохирургических доступов. Недостатки, выявленные слушателями в 2011-2013 годах, были учтены и в 2014г. для обучения начато использование живых животных в условиях оборудованной экспериментальной операционной, а также виртуальных компьютерных технологий (эндоваскулярный симулятор Mentice), произведена закупка современных металлоконструкций (шейные пластины, педикулярные винты) и инструментария для их установки на шейном и поясничном отделах позвоночника. Были изданы методические материалы по программе курса: «Техника учебных оперативных вмешательств по моделированию основных интракраниальных доступов» и «Техника и моделирование операций на позвоночнике».
Презентация
Антон Варенцов
Отличный тезис!
Тезис очень интересный. У данного учреждения накоплен обширнейший опыт тренинга в нейрохирургии