Автор(ы): Зарипова З.А., Полушин Ю.С., Веревкин В.А.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Результаты
На сегодняшний день развитие симуляционных технологий приобретает колоссальные обороты во всех медицинских специальностях, что обусловлено изменениями в законодательстве и соображениями безопасности пациентов. Появление высокотехнологичного оборудования, как работающего на скриптах, так и с физиологическим ответом на воздействия обучающихся, позволило по-новому взглянуть на процесс обучения.
Однако чрезмерная увлечённость имитационными методиками, как показывает практика, не всегда приводит к желаемым результатам. При этом результат можно разделить на две части: промежуточный и конечный. Промежуточным можно назвать результат в конце занятия при получении обратной связи и при проведении дебрифинга. Он чаще субъективен, поскольку отражает лишь эмоциональную компоненту обучающихся и преподавателей, как острая реакция на ситуацию. Следует отметить, что промежуточный результат удовлетворяет, в большинстве случаев, обе стороны. По прошествии некоторого времени эмоции сменяются на аналитическую компоненту, и появляется возможность более объективной оценки занятия, что, к сожалению, делается не всегда. Конечный же результат мы оцениваем крайне редко, поскольку период обучения может закончиться задолго до того, как обучающийся начнёт практическую деятельность. Запрос обратной связи через год, как от работодателя и коллег, так и от самого участника сценария – пока не принятая практика. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой валидности наших занятий с применением симуляционных технологий.
Итак, с одной стороны мы знаем, как использовать оборудование, а с другой стороны не знаем, как оценить наши занятия с точки зрения конечного результата.
Безусловно, в этой ситуации роботы-симуляторы имеют преимущество, поскольку наличие физиологического ответа позволяет в короткие сроки увидеть правильность или неправильность действий обучающегося, то есть дать и количественную и качественную объективную оценку. Но здесь встаёт вопрос цены, поскольку позволить себе их приобрести могут не все симуляционные центры. Да и рационально ли использовать робот для всех категорий «учеников», особенно при больших потоках, когда амортизация оборудования превысит потенциальную пользу? Более «дешёвые», но «менее обученные» симуляторы имеют уже ограниченный функционал, поскольку не видна обратная реакция.
На вопрос: «Можно ли модернизировать «простой» симулятор, чтобы получить «почти робота»? – Мы ответим: «Можно!» Только модернизировать надо не машину, а преподавателя и процесс обучения! В погоне за новинками, мы иногда забываем, что такое логистика, целеполагание, методология и технология обучения, и что в центре – обучающийся, а не манекен! Вне зависимости от того, какую методику Вы планируете использовать на занятии, необходимо поставить адекватные цели, определить уровень целевой аудитории, составить план, наметить контрольные точки и подобрать измерительные инструменты, и, конечно, хорошо подготовиться. Симулятор в этом случае, является лишь одной из составляющих обучения. Как он себя должен и будет «вести» зависит от преподавателя, поскольку он является «провайдером».
При соблюдении вышеозначенных условий процесса подготовки, можно переходить к модернизации самого оборудования. Здесь в центре – написание собственного сценария, при этом предустановленные сценарии должны служить ориентирами, но никак не конечными версиями. Отметим, что не следует ожидать от машины адекватной реакции с плавным переходом одного состояния в другое, если Вы запрограммировали две-три «рамки». Чтобы увидеть «физиологичность», надо задать машине двадцать-тридцать критериев, изменяющихся во времени! А это требует времени, и что ещё более важно – профессионализма! Если сценарий будет прописывать не специалист в этой области (или вообще не медицинский работник), то риск ошибок крайне велик, и сбой в программе тренинга неизбежен. Если в этом случае и сам тренинг проводит не специалист, а техник, то адаптировать сценарий прямо по ходу занятия практически невозможно!
Тренинги в различных специальностях могут отличаться между собой по степени сложности и использования оборудования. При этом симуляция в анестезиологии и критической медицине – самая высокотехнологичная, требующая максимального количества знаний во всех отраслях медицины, что налагает определённую ответственность на персонал симуляционного центра и преподавателей от кафедр. И здесь не всегда достаточно простого, хоть и модернизированного симулятора. Недоучёт деталей, связанных с изменением состояния пациента, его физиологией, динамикой лабораторных и инструментальных данных, прочих показателей жизнедеятельности приведёт к снижению реалистичности и ценности занятия. И именно здесь вне зависимости от реалистичности симулятора можно будет оценить конечный результат, поскольку он будет сопряжён с ошибками. Цена фатальных ошибок, культивируемых при неграмотном ведении клинического сценария в моделированном мире – человеческая жизнь!
Как стать роботом? Сначала надо стать профессионалом и преподавателем! Внести изменения в машину гораздо проще!
Зульфия Зарипова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.