Автор(ы): Искаков С.С., Малгаждарова Б.С., Алиев Т., Тулемисова А.А.
Город: Астана, Казахстан
Учреждение: АО «Медицинский Университет Астана»
Результаты
В современных условиях теоретическая подготовка врачей должна сочетаться с широким набором симуляционных образовательных методов, соответствующих международным требованиям. Критические ситуации, которые в практике акушера-гинеколога встречаются не редко, и действия медперсонала при них можно воспроизводить неограниченное количество раз в условиях полностью соответствующих реальности [1,2].
Цель – использования инновационного метода обучения резидентам.
Материал и метод. Участвовали в процессе резиденты 1 и 2 года обучения (6 групп – 36 обучающиеся) медицинского университета Астана. Анализ анкет обратной связи.
Результаты. В АО «Медицинский Университет Астана» врачи резиденты акушеры -гинекологи в рамках постдипломного образования обучаются три года, с 2011 года, после 2-х годичной интернатуры. Все резиденты распределены по намеченному индивидуальному плану в лечебных учрежденияхгорода, гдемедицинская помощь оказывается соответственно клиническим протоколам утвержденным Министром здравоохранения и социального развития Республик Казахстан[3].
В Университете для решения некоторых аспектов образовательного процесса внедрена инновационная технология. Обучение проводится в учебно-клиническом центре (УКЦ), где выделена комната/класс, имитирующий родильный зал, и аудиторный класс, оснащенный мультимедийным оборудованием. Классы имеют компьютеризированную систему видео-мониторинга, которая позволяет записывать действия резидентов и в последующем проводить дебрифинг (анализ отработанных навыков), что существенно повышает эффективность образовательного процесса. Как известно, обратная связь – информация, доводимая до сведения обучающегося,нацеленная на корректирование его суждения или поведения для улучшенияобучения. Проведение дебрифинга активизирует рефлективное и клиническое мышление у обучаемых и хорошо обеспечивает обратную связь[4].
Обучение в центре проводится на высокотехнологичных виртуальных медицинских тренажерах: компьютерной беспроводной системе симуляции родов Noelle, системе симуляции родов Noelle, анатомической модели процесса родов, а также тренажерах, предназначенных для отработки различных мануальных навыков.На этих тренажерах осваиваются навыки в годы учебы в бакалавриате и интернатуре. К примеру: обучение резидентов осуществлялосьпутем использования симулятора Sim«МОМ», так как манекен позволяет настраивать индивидуальные параметры сценариев, согласно поставленной задаче перед группой. Врачами-резидентами отрабатываются 3 сценария, при котором необходимо оказание неотложной помощи: атония матки, выворот матки и дефект последа.
Дебрифинг, проводимый тьютером (наставник), был рассчитан на процесс активизации рефлективного и клинического мышления у врача-резидента, так как создавались условия непринужденного разбора (высказывания мнений) для качественного обеспечения обратной связи.
Анализ обратной связи показал, что в 100% участники (6 групп резидентов) одобрили индивидуальный план занятия в Учебно-клиническом центре с манекеном симулятором Sim«МОМ». Созданная ситуация соответствовала реальному масштабу времени и предложенные сценарии менялись, усложнялись, над чем приходилось работать тьютерам (3-4 сотрудника университета, включая из УКЦ) в определенное время. Отрицательный исход (летальный) участников не оставил без эмоции – все переживали и видя на экране свои действия решили, что необходимо набираться опыта для оказания экстренной помощи в той и/или иной ситуации. Часть из участников (19,3%) занятий поняли свои пробелы, как в теоретическом плане, так и в недостаточности освоения практических навыков. На занятиях выяснялось, был ли лидер и организатор командной работы в данной конкретной ситуации. Эти вопросы задавались тьютером. Он же давал направления для выявления ошибок при симуляционном обучении. При повторных занятиях, тьютер совместно с резидентом константировал имеющиеся успехи в оказании экстренной медицинской помощи. В последующем планировалась индивидуальная образовательная траектория в отработке основных навыков, которые требуют дальнейшей тренировки.
Аккредитационная комиссия по образовательным программам, в прошлом году, симуляционному методу обучения продемонстрировавших группой резидентов, дала положительную оценку.
Таким образом:
1. Cимуляционный метод обучения выявил, что 19,3% резидентов имели недостаточно теоретических знания и практических навыков.
2. Тьютер при симуляционном обучениирезидентов осуществлял управленческую деятельность и координировал дальнейший план. Он укреплял связи между педагогом и резидентом. Успешно проведенный дебрифингпозволяет повышать достигнутый успех резидентов.
Литература.
1. Каушанская Л.В., Фролов А.А., Михельсон А.А., Попова Н.Н., Смолянинова В.В., Корнева А.С. Роль учебно-симуляционного центра в подготовке акушеров-гинекологов в современных условиях.// Виртуальные технологии в медицине. № 1 (13) 2015. - 73с.
2. Малышкина А.И., Панова И.А., Манис С.С., Сытова Л.А. Симуляционное обучение в практике акушеров-гинекологов.// Виртуальные технологии в медицине. № 1 (13) 2015. - 34с.
3. Каирбекова С.З., Алпысбекова Г.М., Нургалиева М.А., Сулейменов К.Ж. Проблемы развития послевузовского дополнительного образования в системе здравоохранения Республики Казахстан // Наука и здравоохранение. – 2005. – № 3. – с. 76–78.
4. Bаcильева Е.Ю. Организация и аккредитация симуляционного центра
на медицинском факультете: на примере университета Ниццы
(Франция). //Виртуальные технологии в медицине №1(9).- 2013., - с.- 13 -14.
Талап Алиев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.