Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / ПРИМЕНЕНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ПРИМЕНЕНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Автор(ы): Баландина И.А., Рудин В.В., Рудавина Т.И., Кабирова Ю.А.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Результаты

Главной целью профессионального образования является формирование профессиональных компетенций и общее развитие личности будущего специалиста, овладение им целостной профессиональной деятельностью и непрерывным совершенствованием умений и навыков. Данный принцип компетентностого подхода в профессиональном обучении специалистов медицинского профиля всех уровней образования взят за основу подготовки в Пермском государственном медицинском университете имени академика Е.А. Вагнера.
Основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций. Согласно ФГОС определены требования к результатам освоения программы среднего медицинского персонала в объеме общих и профессиональных компетенций, приобретение которых в настоящее время сопряжено с определенными трудностями. Значимыми проблемами при подготовке среднего медицинского персонала являются: страх выпускников перед пациентами, нежелание пациентов проходить процедуры у неопытного персонала, ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры, а также недостаток времени в учебных планах для отработки каждого практического навыка.
Данный аспект проблемы требует, перехода от знаний к умениям, а затем навыкам в безопасных условиях для пациента и обучающегося, то есть использования высокоэффективных симуляционных образовательных технологий.
С 2012 на базе Пермского государственного медицинского университета начал работу Центр симуляционного обучения. С 2014 года основным местом нахождения Центра стали специально подготовленные помещения Морфологического корпуса, оснащенные симуляционным оборудованием 2-6 уровня реалистичности. В структуре центра выделены отдельные блоки по направлениям обучения. Так в блоке основных навыков сформирован раздел сестринских навыков, включающий сестринский уход, расширенный уход и общемедицинские манипуляции, а также инъекции. К непосредственным симуляционным тренингам привлекаются специально подготовленные штатные преподаватели профильных кафедр, медико-фармацевтического училища университета и управления дополнительного среднего профессионального образования.
Сформированная структура центра позволила начать более эффективное обучение будущих медицинских работников (среднего медицинского персонала и врачей) в щадящих для пациента и обучающегося условиях симуляционного тренинга для формирования определенных умений и навыков на всех этапах образования.
На всех этапах обучения используется принцип иерархии от простого к сложному. На начальных этапах формируют тактильную (механическую) память в объеме навыков первой медицинской помощи и сестринских умений за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей, их многократного повторения и закрепления в самостоятельных симуляционных тренингах.
Для эффективности усвоения материала на первом этапе создается максимально щадящая обстановка с решением наиболее простых сценариев (от демонстрации эталона навыка преподавателем до самостоятельного выполнения обучаемым) с использованием тренажеров 1-3 уровней реалистичности. На этапе дополнительного среднего профессионального образования больше внимания уделяется решению клинических задач с использованием различных сценариев, умению работы в команде и делегированию полномочий. Для большей эффективности обучения, уже вносятся элементы психологического дискомфорта разной степени интенсивности (создание стрессовой ситуации) для диагностики пробелов сформированных компетенций у медицинских сестер с опытом работы.
Наибольшую значимость приобретают симуляционные технологии в дополнительном непрерывном образовании по общим и профессиональным компетенциям, которые не применяются в рутинной повседневной работе среднего медицинского персонала.
В профессиональном обучении среднего медицинского персонала исторически сложилась практика считать наиболее важными практические («материальные») навыки (инъекции, уход, обследование, ведение документации и т.д.). Однако при обучении и повышении квалификации не стоит забывать и о коммуникативной компетентности медицинской сестры, которая порой недооценивается, но имеет огромное значение в формировании психологического комфорта при обследовании и лечении пациентов. Грубость в общении, нетерпимость к неадекватному поведению пациентов в болезненном состоянии, отсутствие коммуникации в командной работе, а также неумение самим быстро и адекватно реагировать в экстренной ситуации, даже при полноценном инструментально-аппаратном и медикаментозном медицинском пособии, нивелируют результат. А в восприятии пациентов и общества в целом формируют негативное отношение как конкретному работнику, медицинскому учреждению, так и системе в целом.
Для формирования данной компетенции мы используем такие симуляционные технологии, как «Имитация командной работы» и «Стандартизованный пациент», причем в сочетании данных технологий в симуляционных тренингах на этапах дополнительного профессионального образования. В качестве «стандартизованных пациентов» выступают сотрудники кафедр или кто-то из подготовленных заранее обучающихся. Высокую эффективность показывает «Имитация командной работы» при совместном обучении курсах повышения квалификации по паллиативной медицине одновременно врачей и медсестер. Это позволяет повысить эффективность оказания помощи в паллиативных центрах.
Практическая работа в симуляционном центре позволяет также решить проблему психоэмоционального выгорания и неприятия любых инноваций. Нами отмечено, что при этом резко-негативная реакция «опытных» медсестер и фельдшеров на проверку их знаний даже алгоритма базовых манипуляций («...что вы меня учите в куклы играть! Я уже 15 (20-30) лет это делаю пациентам!!!... и все досконально знаю!!!...»), достоверно меняется на симуляционном тренинге с теми или иными элементами стресса, когда кардинально меняется привычные для них условия работы, привычный алгоритм действий не срабатывает.

Тема: Сестринское дело, уход
Виктор Рудин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: