Автор(ы): Суховская В.В., Протопопова Н.В., Павлова Т.И., Оширов В.Э.
Город: Иркутск
Учреждение: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутская ордена "Знак Почёта" областная клиническая больница, ГБОУ ВПО "Иркутская государственная академия последипломного образования"
Результаты
С 2016 года каждый случай перинатальной гибели плода и неонатальной смертности рассматривается следственным комитетом. В связи с этим усиливается психологическая нагрузка на акушерско- неонатальную бригаду, работающую в условиях постоянного нервно- психического напряжения.
Непрофессиональные действия, запоздалое оперативное родоразрешение, неграмотно проведённая реанимация новорожденного приводит к инвалидизации, а иногда и смерти новорожденного ребёнка, психологическим и физическим страданиям всех членов семьи.
Цель командных тренингов акушеров – гинекологов, неонатологов и среднего персонала: отработать чёткое соблюдение протокола оказания медицинской помощи (по секундомеру) при ведении родов, осложнённых внутриутробной гипоксией плода, и реанимации новорожденного. Формирование эффективного взаимодействия в команде специалистов, понимание проводимых диагностических и лечебных процедур каждым членом команды повышает готовность персонала к своевременному оперативному родоразрешению и проведению незамедлительной правильной реанимации новорожденного (первый «золотой» час жизни).
Симуляционно- тренинговый центр Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутская областная Ордена «Знак Почёта» областная клиническая больница» оснащён современными мобильными манекенами с высокой валидностью.
Нами проведены межпрофессиональные командные тренинги для 88 акушерско- неонатальных бригад районных больниц Иркутской области. Часть бригад формировались «слепым» случайным методом в симуляционно- тренинговом центре. Треть всех симуляционных тренингов была организована для акушерско- неонатальных команд из одного лечебного учреждения.
Нами проведено анонимное анкетирование 44 врачей- акушеров- гинекологов и акушерок из родовых отделений 15 районных больниц Иркутской области по самооценке собственных профессиональных навыков реанимации доношенного новорожденного в родильном зале по десятибальной шкале. Шкала оценки предусматривала самостоятельно оценить свои навыки реанимации доношенного новорожденного, где «ноль баллов» - не владею, «десять баллов» - уверенно владею. Самооценка проведена анонимно до и после тренинга. До проведения тренинга низкий уровень владения навыками реанимации доношенного новорожденного отметили 100% специалистов (60% - 0-2 балла, 40% 3-4 балла).
При анонимном анкетировании 36 врачей – педиатров 15 районных больниц, дежурящих в родовых отделениях, до проведения тренинга в 16,7% случаев отмечена самооценка менее 3 баллов навыков реанимации новорожденного, что свидетельствует о неготовности персонала к проведению первичной реанимации новорожденного. Самооценка менее 4 баллов среди 8 медицинских сестёр, оказывающих помощь новорожденным детям, была зарегистрирована в каждом втором случае (в 50%).
Тренинг по экстренной помощи при внутриутробной гипоксии плода и асфиксии новорожденного проведён для 88 акушерско- неонатальных бригад из районных больниц Иркутской области.
Симуляционный сценарий состоял из 3 кейс- заданий с обязательным учётом затраченного времени на диагностику, принятия решения и протокола оказания акушерского пособия и реанимационных мероприятий новорожденному (по секундомеру). Кейс- задания включали: акушерский блок - реализация внутриутробной гипоксии в родах (необходимость своевременной диагностики с расшифровкой КТГ, при необходимости – проба на уровень лактата из предлежащей части плода), оперативное родоразрешение и командный блок - реанимация доношенного новорожденного.
Бригады наблюдали за действием других команд в режиме реального времени: в симуляционном родильном зале имеется система видеофиксации, видеотрансляция проводится в соседнем зале.
Наибольшее число ошибок зафиксировано при оказании медицинской помощи первой бригадой, наименьшее – третей. Дебрифинг проводился одновременно для всех трёх бригад после окончания тренинга. Таким образом, при наблюдении за действием коллег проводится подсознательный анализ, и при оказании помощи одни и те же ошибки не повторялись.
Самооценка приобретенных навыков после одного тренинга по выше рассматриваемым темам составила в среднем 5 баллов. Наилучшее усвоение протокола отмечено нами после самостоятельного теоретического изучения протокола, и трех- четырёхкратного повторения протокола оказания медицинской помощи на манекенах. После подобной практики все специалисты могли сдать экзамен по отработанной теме и демонстрировали высокую готовность к незамедлительному началу реанимационных мероприятий новорожденному.
Исходя из вышеизложенного, для специалистов акушерских отделений требуются регулярное проведение тренингов по первичной реанимации новорожденного.
При оценке динамики показатели интранатальной гибели от внутриутробной гипоксии плода и ранней неонатальной смертности от асфиксии у доношенных новорожденных снизились в три раза в лечебных учреждениях, из которых специалисты отработали навыки оказания неотложной помощи в родах и при асфиксии новорожденного. Это нашло отражение и в показателях по смертности в Иркутской области: ранняя неонатальная смертность снизилась на 36,7% и составила 1,9 на 1000, интранатальная гибель плода – на 17,8%.
Таким образом, симуляционные тренинги помогают выявить проблемы в оказании медицинской помощи и обсудить их, отработать протокол оказания медицинской помощи, научиться оказывать медицинскую помощь в команде, наблюдать за своими действиями со стороны во время дебрифинга, увидеть результаты оказанной медицинской помощи.
Владислава Суховская
Очень интересный доклад.
Если позволите уточняющий вопрос:
показатели интранатальной гибели от внутриутробной гипоксии улучшились только тех лечебных учреждениях, специалисты из которых обучились у Вас, а в остальных все осталось по прежнему?
Здравствуйте, уважаемый Сергей. Благодарю за высокую оценку моего сообщения. В основном да. Специалисты, прошедшие тренинги по указанной теме, лучше ориентируются в диагностике внутриутробной гипоксии плода, проводят своевременное родоразрешение. Также они проверяют готовность родильного зала к оказанию помощи при асфиксии. И работают совместно с неонатологом. Формируется хорошее командное взаимодействие. И главное, улучшаются показатели в ЛПУ и в области в целом.