Автор(ы): Павлов А.В., Кашин С.В., Гвоздев А.А., Завьялов Д.В., Гончаров В.И., Гусев Д.В., Куваев Р.О.
Город: Ярославль
Учреждение: Эндоскопический учебный центр Ярославского государственного медицинского университета
Результаты
Современная высокотехнологичная медицина требует от врача не только серьезных профессиональных навыков и умений, но и глубоких знаний в работе со сложной медицинской аппаратурой, а также верного применения и использования новых технологий. Эндоскопия пищеварительной системы является быстроразвивающейся областью новейшей медицины. Необходимость в приобретении новых знаний и навыков в эндоскопии обуславливает развитие практических обучающих программ в рамках курсов повышения квалификации, а также на различных научно-практических конференциях и обучающих семинарах.
Для отработки практических навыков и ознакомления с новыми технологиями в эндоскопии могут использоваться специализированные компьютерные тренажеры, изолированные органы животных, а также живые животные. Однако, в нашей стране до сих пор не разработаны четкие рекомендации, органы каких именно животных необходимо использовать в качестве эндоскопических тренажеров, как правильно подготовить их к использованию, как проводить обучение, и как оценивать эффективность и успешность тренинга.
Цели и задачи: Разработать и внедрить новые симуляционные методики обучения практическим навыкам в эндоскопии.
Материалы и методы: На базе Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ) в 2010 году был организован эндоскопический учебный центр (ЭУЦ). Основной целью организации ЭУЦ является подготовка врачей-эндоскопистов в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации. На основе ежегодно проводимых в г. Ярославле международных конференций по эндоскопии были разработаны и внедрены 2-х дневные обучающие курсы, состоящие из трех этапов: 1 – тематический лекционный курс; 2 – «живые» демонстрации из операционных в режиме реального времени; 3 – симуляционное обучение на изолированных органах животных.
Основываясь на опыте японских специалистов, которые первыми начали использовать изолированные органы животных для отработки практических навыков в эндоскопии, для симуляционного обучения были выбраны свиные желудки и коровьи кишки. Использование ex-vivo моделей в России имеет ряд важных преимуществ – это дешевизна материала, а также отсутствие необходимости в специальной операционной, ветеринаре и анестезиологе.
Важным этапом подготовки модели является отмывание ее от содержимого и слизи: используется лаваж прохладной водопроводной водой, остатки слизи удаляются раствором пищевой соды.
Существуют различные способы установки ex-vivo моделей. Мы разработали специальные каркасы для крепления моделей-органов животных размером 45х45х25 см, изготовленные из прочного изоляционного полиуретана. Для тренингов использовали только свежие или охлажденные, но не более 12 часов, субпродукты. При использовании размороженных органов снижается электропроводность ткани, а слизистая оболочка становится жестче. Для создания герметичности органа-модели использовалась специальная пластиковая трубка с клапаном, введенная через двенадцатиперстную кишку в пилорический канал и закрепленная кисетным швом, устье пищевода ушито наглухо; таким образом, желудок свиньи перевернут – его дно имитирует антральный отдел желудка человека. Необходимость этих манипуляций связана с тем, что слизистая дна свиного желудка по своим характеристикам более соответствует слизистой желудка человека.
Симуляционное обучение под руководством опытных экспертов на моделях-органах животных проводилось по тематикам: эндоскопическая диссекция в подслизистом слое (ESD), эндоскопическая резекция слизистой оболочки (EMR), полипэктомия, стентирование самораскрывающимися стентами, лечение перфораций полого органа, остановка кровотечений. Для остановки кровотечений была создана оригинальная модель с использованием свиного желудка, основой которой является многоразовое использовании эластичной резиновой трубочки (имитация сосуда), внедряемой в стенку желудка. После клипирования или сдавления имитационного сосуда подслизистой инъекцией и остановки искусственного кровотечения система перезарядки позволяет быстро подготовить модель для следующего курсанта, при этом не требуется замена желудка, на одном органе можно сформировать до 30 кровотечений.
Результаты: С 2011 года было проведено 6 международных научно-практических конференций с практическим тренингом на органах животных. Участниками конференций в подавляющем большинстве были врачи-эндоскописты, а также гастроэнтерологи, хирурги и онкологи. На каждой конференции использовался 3-х этапный метод обучения. Второй день полностью был посвящен симуляционному тренингу (третий этап обучения). Всего было выполнено более 1000 операций на свиных желудках и коровьих кишках. В среднем на каждом курсе было использовано 26±10 свиных желудков. За 1 обучающий курс было выполнено 80±20 остановок кровотечений (подслизистая инъекция и клипирование), успешность составила 98%; приблизительно 20 ESD, 40 EMR, 60 полипэктомий. Время выполнения одной диссекции в подслизистом слое на свиных желудках составило в начале курса около 70-90 минут, в конце курса 40±14 минут; размер резецированных участков слизистой оболочки составил от 1,5 см до 5 см; осложнения в виде перфорации стенки органа отмечено в 3% случаев. Время выполнения полипэктомии из коровьей кишки составило около 6±3 минут, каждый участник в среднем удалил 4±2 полипа. За один симуляционный курс проходили обучение около 60 врачей, с последующее выдачей сертификатов.
Выводы: Разработанный 3-этапный подход для освоения новых технологий в эндоскопии пищеварительной системы продемонстрировал свою высокую эффективность. Каждый участник тренинга смог попробовать себя как в качестве ассистента, так и в качестве основного оператора, что положительно сказалось на восприятии практического материала.
Подобные тренинги, как для начинающих специалистов (подслизистые инъекции, полипэктомии, клипирование), так и тренинги для продвинутых специалистов по методике ESD, уже имеющих опыт выполнения EMR, позволяют врачам увереннее чувствовать себя в сложной ситуации на рабочем месте.
Алексей Гвоздев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.