Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / Использование симуляционных и информационно-телекоммуникационных технологий в процессе обучения врачей педиатров первичного звена здравоохранения

Использование симуляционных и информационно-телекоммуникационных технологий в процессе обучения врачей педиатров первичного звена здравоохранения

Автор(ы): Яковлева Л.В., Ардуванова Г.М., Идрисова Г.Р., Юмалин С.Х.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

Результаты

Одним из приоритетных направлений в сфере совершенствования качества подготовки врачей педиатров первичного звена здравоохранения, а также формирования компетенций в вопросах оказания неотложной помощи детям является необходимость развития симуляционной практики. Использование симуляционных технологий, при имитации разнообразных клинических сценариев, отработки технических навыков отдельных диагностических ситуаций позволяет достичь максимальной степени освоения манипуляций.
В рамках непрерывного профессионального образования для врачей педиатров внедрена разработанная нами рабочая программа цикла по неотложным состояниям. В программе цикла помимо лекций и семинаров предусмотрены практические занятия как на базе центра практических навыков, так и в центре симуляционного обучения. Учебный план теоретического и практического курсов обучения включает различные разделы неотложных состояний в педиатрии: от базы нормативных документов по данному разделу, общих принципов оказания неотложной помощи при сердечно-сосудистой недостаточности, а также терминальных состояниях и клинической смерти. Целью занятия является формирование у обучающихся устойчивой модели полученной информации в знания – умения – навыки (автоматизированные практические действия). Работа симуляционного центра зависит не только от набора оборудования, но и от организации учебного процесса. Структура каждого занятия включает семь этапов: проведение исходного тестирования, брифинг, работа в зале симуляции, дебрифинг, итоговое тестирование и подведение итогов. Презентация теоретического материала активирует визуально- вербальное восприятие обучающихся, отработка практических навыков на манекенах - усиливает тактильные ощущения, многократное повторение манипуляций способствует формированию навыков. На занятиях используется принцип «от простого к сложному», начиная от простых манипуляций, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях как индивидуально, так и в команде. Освоение практических навыков предусматривает прежде всего изучение общего процесса выполнения манипуляции, определение этапов её выполнения, четкое представление этапов выполнения, выделение главных этапов, необходимых для выполнения поставленной задачи. Оценивается качество усвоения обучающимися каждого этапа действия. Анализируются наиболее часто встречающиеся ошибки и предлагаются меры их устранения. В процессе обучения на симуляторах обретаются навыки проведения сердечно – легочной реанимации, введения ларингеальной трубки и другие манипуляции, что, безусловно, способствует повышению эффективности действий врача педиатра при оказании неотложной помощи.
Преимуществами подготовки с использованием инновационных технологий по неотложной помощи в педиатрии являются отсутствие риска для пациента, воспроизведение различных критических ситуаций, демонстрация аналогичных состояний несколькими курсантами или командой, обретение тактильных ощущений и формирования «клеточной» памяти обучающимися.
Клиническое моделирование на симуляторах является основой формирования навыков практической работы врача педиатра без последствий для здоровья ребенка. Симуляционная образовательная программа позволяет моделировать воспроизводимые близко к реальным ситуациям неотложные состояния, адаптировать обучение под конкретные задачи и достигать высокого уровня усвоения навыков оказания помощи при неотложных состояниях в детском возрасте.
В сфере медицинского образования активно используются компьютерные технологии, внедренные повсеместно практически на всех кафедрах Башкирского государственного медицинского университета и активно используются в учебной деятельности: мультимедийные сопровождение лекций, электронные учебники и атласы для практических занятий, обучающие фильмы, мультимедийные симуляторы, компьютерные тесты, мультимедийные ситуационные задачи.
В процессе обучения активно используется сайт нашего университета www.bashgmu.ru, портал для сотрудников на базе m-learning, сайт электронно-библиотечной системы университета www.library.bashgmu.ru, порталы Министерств и ведомств, имеющих отношение к здравоохранению. Для ежедневного общения создан общий адрес кафедральной почты с возможностью доступа всех сотрудников к электронной корреспонденции, обмену информацией и более мобильным взаимодействием с коллегами, деканатом, администрацией университета и смежными кафедрами по всей стране, подпиской на новости сайта университета, научных и медицинских порталов.
Использование современных симуляционных и информационно-телекоммуникационных технологий является основополагающей составляющей повышения профессиональных и личностных компетенций врачей педиатров, позволяет повысить качество оказания неотложной медицинской помощи детскому населению республики.

Тема: Педиатрия и неонатология
Галина Ардуванова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: