Автор(ы): А.А. Свистунов(1), Л.Б. Шубина (1), Д.М. Грибков (1), З.З. Балкизов (2), Е.Г. Рипп (3)
Город: Москва
Учреждение: 1 ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus» 2 АСМОК 3 СибГМУ, Центр медицинской симуляции, аттестации и сертификации
Результаты
Первые вопросы, на которые должны ответить организаторы симуляционного обучения это – кого и чему они будут учить с помощью данной технологии. Бесспорно, выбор должен пасть на специалистов, выполняющих инвазивные процедуры, обучение которым на пациенте, может нанести ему физический или моральный вред. Также здесь должны присутствовать навыки, редко применяемые в каждодневной практике, от качества владения которыми зависит жизнь пациента. Но для организации процесса подготовки этого не достаточно. Есть еще один, не менее важный вопрос, – в каких условиях будет работать человек, которого обяжут пройти симуляционное обучение. Принципиально мы можем выделить два вида таких условий: структурированные и неструктурированные.
Неструктурированные условия не предполагают существования протоколов, алгоритмов и четких требований к работе, нормативов привлечения узких специалистов, перечней оснащений и т.п. Зато в таких условиях может быть реализована полная свобода творчества на местах, возможности для раскрытия талантов в процессе работы и поощрения высокой степени эрудиции во многих сферах. При этом предполагается, что и четких обязательств по оплате такого труда тоже нет. Безусловно, пациенту в таких условиях не просто, зато дешево, одна надежда на совесть и гуманность медиков. При обучении специалистов для работы в таких условиях необходимо предусмотреть как можно больше знаний (желательно фундаментальных), перечень умений так же должен быть как можно больше, а вдруг пригодится, ведь не известно, что может случиться … При этом, если время обучения ограничено (есть конкретный срок), то качество такой подготовки не становится приоритетом, что допускает ситуации, когда достаточно, чтобы студент посмотрел, как манипуляцию выполняют другие или выполнил только отдельный её элемент и т.п. По-большому счету, в таких условиях серьезно тратиться на систему симуляционного обучения не нужно. Напротив…
Структурированные условия подразумевают четкую нормативную базу, алгоритмы и протоколы, требования к оснащению, с вытекающими из них тарифами. Зоны ответственности специалистов со сроками их прибытия. Безопасность участников оказания медицинской помощи является одним из главных экономических показателей. В таких условиях именно качество подготовки является главным приоритетом при принятии управленческих решений в сфере организации обучения.
Данные утверждения строятся на психолого-педагогическом факте, что качество сформированного, но не используемого навыка с течением времени, снижается. Поэтому нет необходимости серьезно (качественно) учить всех студентов проводить какие либо вмешательства, если они в ближайшее время не будут иметь возможности это использовать, например, интубацию трахеи. И, наоборот, если планируется, что уже в процессе обучения студент должен общаться с пациентами и проводить конкретные вмешательства, то перед этим он обязательно должен продемонстрировать качество владения этими навыками в условиях, которые предоставляет симуляционный центр. Необходимость регулярной переаттестации по навыкам обоснована как редкой используемостью ряда навыков, а также фактом (подтвержденным несколькими исследованиями), что в ходе своей повседневной деятельности специалисты в среднем через 2 мес – 1 год перестают следовать алгоритмам и стандартам, что приводит к мелким ошибкам и неточностям, которые накапливаясь вызывают фатальные исходы, следуя теории «Швейцарского сыра».
Желание обучить всех специалистов системы здравоохранения (врачей) принимать роды или проводить трахеотомию бесспорно очень гуманно, но не имеет ничего общего со структурированной системой здравоохранения, т.к. случаи, когда женщина будет рожать не в акушерском стационаре, или инструмент окажется отдельно от специалиста, постоянно практикующего с его помощью, должны быть, настолько редки, что тратить драгоценное время симуляционных центров на подготовку и аттестацию по этим навыкам врачей всех специальностей будет экономически нецелесообразно. При этом иметь представление об этих процессах обязательно, следовательно, из теории эти вопросы исключать нельзя, а также никто не запрещает любому доктору (для собственной уверенности) пройти тренинг по этим темам как дополнение к своей основной подготовке.
Админ .
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.