Автор(ы): Чурсин А.А., Слюсарев А.С., Жуков А.А., Желнинская А.А., Мирошник К.Д., Мошуров Р.И., Неверов А.В.
Город: Воронеж
Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Результаты
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от реализации которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат образования сводится к приобщению человека к знаниям, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
С течением времени в ВУЗах появляется все больше направлений, различные формы работы, типы выбора, возможности для самовыражения в самых разнообразных видах деятельности. Так возникает необходимость введения позиции «тьютора».
Тьютор – исторически сложившаяся в классических английских университетах XIV века должность, связующая собой свободного студента и не менее свободного профессора. Своего рода наставник, подталкивающий к определенным решениям, знаниям. Тьюторство в целом – это феномен, направленный на углубление и персонализацию процесса обучения. Именно это является главной целью тьюторской модели обучения.
В Российской Федерации должность тьютора утверждена и регулируется Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Однако, по традиции, начало которой положено в Первом Московском государственном медуниверситете им. И.М. Сеченова , мы стали подготавливать тьюторов, но подразумевать под этим понятием несколько иное значение.
В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы практики и образовательной рефлексии, зачастую, отходят на задний план или не рассматриваются вовсе. Тьюторская модель, в отличие от традиционной, процессыобучения и образовательной рефлексии рассматривает как смежные. Однако, ведущая роль— за процессом образовательной рефлексии. Таким образом, в нынешнем понимании тьютор дополняет образовательную программу оттачиванием практических навыков, уже подкрепленных теоретически.
Таким образом, в нашем случае, тьютор – это студент старшекурсник, прошедший специальный тренинг по работе с оборудованием, обладающий высокими коммуникативными способностями, принимающий активное участие в симуляционной подготовке обучающихся.
За прошедший 2015-1016 учебный год на базе Учебной виртуальной клиники ВГМУ им. Н.Н.Бурденко с помощью тьюторов были проведены занятия более чем у 250 ординаторов, обучающихся по 32 специальностям.
Сравнивая качество знаний обучающегося (ординтаора) в группах, обучаемых только с преподавателем с группами, в которых овладеть материалом помогают тьюторы, можно сделать вывод о положительном влиянии наставников. Одним из важнейших факторов запоминания является более глубокая индивидуальная работа. Обучающийся не во всех ситуациях сможет попросить помощи у преподавателя, так как отношения преподавателя со студентом строятся «по вертикальному» принципу. Тьютор же работает на одном уровне с обучающимся на основе равенства. Обучающиеся видят тьютора не преподавателем, который находится от обучающегося по ту сторону образовательного процесса, а старшим товарищем, студентом старших курсов, в ряде случаев – ординатором или аспирантом.
Тьюторская деятельность направлена на становление у обучающихся способности к самостоятельным действиям, оказывает помощь в решении данной ситуации, планировании шагов по достижению будущей профессиональной деятельности, ориентации в современных информационном и образовательном пространствах в рамках поставленной задачи, выстраивании взаимодействия в целом и партнерских отношений в частности с другими обучающимися и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе значимости результатов и целей.
Александр Чурсин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.