Конференции / III съезд РОСОМЕД-2014, в рамках Международной конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине" / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

Автор(ы): Рипп Е.Г.

Город: Томск

Учреждение: ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ. Центр медицинской симуляции, аттестации и сертификации

Результаты

Введение. Возможности обучения в анатомическом театре и на пациентах клиник с каждым годом уменьшаются в связи с принятием нормативных актов, ограничивающих или запрещающих подобное обучение, ростом юридической грамотности населения, а также по экономическим причинам. Кроме того, диагностику и лечение целого ряда клинических синдромов, состояний и заболеваний невозможно, как технически, так и по этическим и юридическим соображениям, доверить врачам, не имеющим соответствующей квалификации и опыта. В первую очередь это относится к диагностике и лечению неотложных состояний. Таким образом, стал формироваться целый пласт дипломированных специалистов имеющих хорошую теоретическую подготовку, но не владеющих практическими навыками.

Цель. Исследование эффективности симуляционных технологий в процессах формирования и поддержания у обучающихся практических навыков и компетенций оказания неотложной помощи.

Материал и методы. В исследование включены 608 интернов и ординаторов I года обучения (2013-2014 уч.год). Симуляционные тренинги проводились на базе Центра медицинской симуляции, аттестации и сертификации (ЦМСАС) СибГМУ по программе «Неотложная помощь». Продолжительность программы 36 - 72 часа (12 - 20 модулей). Тренингам в ЦМСАС предшествовало обучение на кафедре АРИТ по программе ФГОС-2 «Реанимация и интенсивная терапия» (40 часов). Тренинг проводился в группах, состоящих из 4 курсантов.

При проведении тренингов использовались роботы-симуляторы пациента Hal S3000 или Susie S2000 (Gaumard, USA); реальное оборудование палат интенсивной терапии (аппараты ИВЛ, прикроватные мониторы, перфузоры, вакуумные аспираторы, дефибрилляторы и пр.), инструменты и расходные материалы (наборы для обеспечения проходимости дыхательных путей, пункции, катетеризации и дренирования, инфузионные растворы и т.д.).

Для каждого обучающего модуля использовался стандартизованный клинический сценарий, разработанный в ЦМСАС СибГМУ и состоящий из разделов (кейсов): 1) основная проблема; 2) цели тренинга (изучаемые навыки, формирование компетенций); 3) краткое описание и блок-схема сценария; 4) руководство для оператора (описание процесса симуляции); 5) инструкция для лаборанта (подготовка помещения, роботов-симуляторов пациента, оборудования, инструментов и расходных материалов); 6) информация для курсантов; 7) дополнительная информация; 8) параметры оценки действий курсантов; 9) темы дебрифинга. В процессе проведения сценария проводилась аудио-видеозапись и, на каждую группу, заполнялся контрольный лист, которые использовались для проведения дебрифинга и оценки эффективности тренинга. Статистика: t-критерий Стьюдента и Х2 МакНимара.

Результаты тренингов по сценарию «Диагностика и интенсивная терапия острой кровопотери и геморрагического шока». Результат №1 – базовый уровень, результат №2 - после дебрифинга и повторного тренинга.

Нетехнические навыки: экстренная оценка клинической ситуации, меры безопасности (%) 18 – 72 (<0,001); своевременный вызов помощи (реаниматолог, хирург) (%) 20 – 94 (<0,001); полноценность сбора информации (%) 41 – 74 (0,0028); полноценность мониторинга (%) 54 – 88 (0,0056); определение объема кровопотери (%) 12 – 76 (<0,001); полноценность дополнительного обследования (анализы, УЗИ, пр.) (%) 33 – 71 (0,003); эффективность коммуникации в бригаде, распределение ролей (%) 7 – 84 (<0,001).

Технические навыки: обеспечение венозного доступа (%) 85 – 100 (0,3033); положение Тренделенбурга (%) 3 -56 (<0,001); адекватность инфузионно-трансфузионной терапии (%) 36 – 86 (<0,001); обеспечение проходимости дыхательных путей (%) 60 – 97 (0,0041); кислородотерапия (%) 86 – 99 (0,3776); установка катетера в мочевой пузырь (%) 38 – 92 (<0,001); установка назогастрального зонда (%) 13 – 89 (<0,001).

Эффективность работы: общее время прохождения тренинга (мин) 16,4±3,2 - 9,2±2,1 (<0,001); задержка с началом ИТ (переход в более тяжелую фазу шока) (%) 94 – 18 (<0,001); положительный результат тренинга (стабилизация состояния пациента) (%) 23 – 82 (<0,001).

Заключение: Симуляционный тренинг способствует быстрому, эффективному и безопасному формированию у обучающихся как технических, так и нетехнических навыков оказания неотложной помощи. При проведении симуляционного тренинга необходимо стремиться к достижению максимально возможного уровня реализма. Аудио-видеоконтроль и заполнение контрольных листов являются обязательным условием для проведения дебрифинга и оценки эффективности тренинга.

Презентация

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Админ .

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: