ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Автор(ы): Охлопков В.А., Барашкова С.А.

Город: Омск

Учреждение: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Результаты

Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 года закрепляет право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста. Подзаконные акты регламентируют поэтапное внедрение процедуры аккредитации. В июне 2016 году аккредитацию впервые прошли выпускники, завершившие в 2016 году освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация». В 2017 году к стоматологам и провизорам добавятся выпускники лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов.
Сопровождение и обеспечение процедуры первичной аккредитации специалистов на всех этапах требует привлечения значительных финансовых, кадровых, информационных и иных ресурсов, расширяет функционал уже сформированных в вузах симуляционных центров. Подготовка к проведению аккредитации, оснащение помещений, предоставляемых для ее проведения в соответствии с рекомендациями Минздрава России, положительно отражается на менеджменте симуляционных центров, повышает качество обучения, мотивацию участников образовательного процесса к расширению симуляционных образовательных технологий. Разработанные и утвержденные Минздравом России порядок организации и проведения аккредитации специалистов, использованные при проведении первичной аккредитации специалистов в 2016 году оценочные средства позволили объективно оценить готовность выпускников к профессиональной деятельности.
Однако, анализ результатов первого опыта проведения аккредитации специалистов выявил потенциальную возможность более эффективного менеджмента не только симуляционного центра, но и кадрового и инфраструктурного потенциала вуза в целом, ресурсов некоммерческих профессиональных сообществ, работодателей в случае объединения процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) и первичной аккредитации специалистов.
На первый взгляд, ГИА и первичная аккредитация специалистов – процедуры, преследующие принципиально разные цели. ГИА проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Первичная аккредитация специалиста – для определения соответствия выпускника требованиям профессиональных стандартов.
В действительности нормативная база требует от разработчиков образовательных программ уровня специалитета приведение их в соответствие с профессиональными стандартами, а так же привлечения к их разработке, утверждении и актуализации не только вузовских работников, но и представителей некоммерческих профессиональных сообществ, работодателей. В этих условиях ГИА становится процедурой определения соответствия выпускника требованиям профессиональных стандартов.
К ГИА допускаются лица, в полном объеме выполнившие учебный план по осваиваемой образовательной программе, к аккредитации – лица, завершившие освоение основных образовательных программ. Различий в требованиях допуска практически нет.
Требования к формированию ГЭК и аккредитационных комиссий так же практически одинаковы. В обоих случаях председатели комиссий назначаются Минздравом России, а их членами являются представители профессиональных сообществ, работодателей, вузовского сообщества.
Процедуры проведения ГИА и первичной аккредитации, преследуя одинаковые цели, одинаковы и по форме – тестирование, оценка практических навыков (умений), решение ситуационных задач (собеседование).
Таким образом, считаем нецелесообразным повторное в течение месяца проведение процедуры оценки соответствия лиц, закончивших освоение образовательных программ требованиям к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности, комиссиями одинакового состава с использованием одинаковых фондов оценочных средств. Предлагаем объединить процедуры ГИА и первичной аккредитации специалистов, что позволит без потери качества и объективности оценки результатов обучения и степени готовности к осуществлению профессиональной деятельности, значительно повысить эффективность использования ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Светлана Барашкова

ФИЛОСОФИЯ КОНЦЕПЦИИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор(ы): Тарасова Г.Н., Суярова Е.А., Макаренко А.С., Лещенко М.А.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ГБОУ ВПО Ростовский государственный медицинский униерситет, Центр симуляционного обучения

Результаты

Система образования является одним из главных, относительно самостоятельных, социальных институтов. Высокие темпы научно-технического прогресса, интенсивный рост объема новой информации в медицине, изменение требований к профессиональному уровню врачей, выдвигают на первый план проблемы совершенствования медицинского образования. Более того, требования времени и объективные условия для практической подготовки врача требуют коренного пересмотра идеологии обучения. Известно, что освоение большинства навыков, манипуляций, особенно сопряженных с риском осложнений при их проведении, возможно лишь в теоретическом формате. Мировые тенденции в совершенствовании обучающих технологий сосредоточены на внедрении виртуальных симуляторов и манекенов и развитии нового сегмента в образовании врача – симуляционной медицины. Активное использование симуляционных инструментов определяет актуальность не только гуманитаризации образования, но и новых вопросов этики: взаимозаменяемость робота и пациента.
Целью исследования стало изучение социально-философских аспектов симуляционных технологий в медицинском образовании. В качестве объекта исследования были выбраны студенты медицинского ВУЗа, в процессе обучения которых были использованы инновационные образовательные технологии. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. выделить и проанализировать содержание симуляционного этапа в структуре образовательного процесса 2. выявить и уточнить теоретические предпосылки формирования симуляционного обучения 3. Представить социально-философское осмысление симуляционного образования участниками образовательного процесса. Дизайн исследования носил описательно-количественный характер с тремя измерительными точками: промежуточная - в виде лекционного курса о симуляции. Разработана специальная анкета, содержащая вопросы, позволяющие выявить отношение и знания студентов о системе симуляционного образования и отношения студентов к манекенам - роботам, как альтернативе реальному пациенту.
На основании теоретической базы (материалы информационных порталов) последовательно реконструирована иерархия развития симуляционного образования с систематизацией предпосылок его интеграции в систему общего образования. Анализ анкетных данных показал, что на начальном этапе лишь 58% студентов 2-3 курса информированы о новых образовательных инструментах и областях их применения, позитивно оценивая новые возможности получения профессиональной компетенции. 54% дают нейтральную оценку эффективности обучения на виртуальных больных и сомневаются в интеграции знаний в практику. При измерении результатов в конечной точке 84% студентов ориентировались в структуре новых учебных пособий и в отличиях стандартного метода обучения «демонстрация и практика» и виртуальных больных. Тестируемая группа студентов в 88% случаев оценивает симуляцию, как необходимый элемент образования, а использование симуляторов-роботов, рассматривается как элемент гуманизации образования.
Таким образом, симуляционное образование - объективная необходимость совершенствования образовательного процесса, эффективный, интересный способ формирования практических навыков и умений. Использование виртуальных пациентов формирует профессионально-этическую взаимоответственность.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Елизавета Смирнова

Роль симуляционного обучения в снижении перинатальных потерь

Автор(ы): Каушанская Л.В., Лелик М.П., Михельсон А.А., Ширинг А.В.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» МЗ РФ

Результаты

Охрана репродуктивного здоровья населения России объявлена руководством страны важнейшей государственной задачей и является одной из приоритетных составляющих Национального проекта «Здоровье».
Концепция демографической политики, которую утвердил президент Российской Федерации, является перспективным планом решения демографических проблем.
Величина и динамика перинатальной смертности являются объективными критериями для оценки влияния медицинских, биологических и социальных факторов на здоровье беременных женщин и новорожденных детей и зависят от состояния системы антенатальной охраны плода, уровня материально-технического оснащения акушерских стационаров и качества медицинской помощи в них.
По данным Госкомстата в Российской Федерации в 2012 году отмечался рост показателей перинатальной смертности с 6,93 до 9,37 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Аналогичная динамика отмечалась и в ЮФО, что обусловлено переходом на международные критерии живорождения с 2012 года.
За последние годы отмечается тенденция к снижению перинатальной смертности. В 2014 году в РФ она снизилась с 9,9 ‰ до 8,81‰ в сравнении с 2012г. В ЮФО перинатальная смертность за указанный период также снизилась с 9,37 ‰ до 8,56 ‰.
Каковы же пути снижения перинатальной смертности в нашей стране?
Это формирование 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи, развитие специализированной медицинской помощи женщинам и детям, повышение квалификации специалистов акушерских стационаров.
Обеспечение квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании, одна из главных задач, которую необходимо решать здравоохранению в настоящее время.
В современных условиях теоретическая подготовка врачей должна сочетаться с широким набором симуляционных образовательных методов, соответствующих международным требованиям. Занятия в симуляционных центрах позволяют воспроизводить клинические ситуации неограниченное количество раз в условиях полностью соответствующих реальности.
В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» и демографической программы, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации на базе ФГБУ «РНИИАП» Минздрава России 02.11.2012 г. открыт симуляционный центр.
Целью создания явилось обучение и отработка навыков оказания ургентной помощи матерям и новорожденным детям, профилактика младенческой и материнской смертности.
На базе ФГБУ «РНИИАП» МЗ РФ проводятся следующие циклы тематического усовершенствования врачей акушерских стационаров: «Клиническое акушерство», «Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения», «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах».
Обучение проходит в профильных учебных зонах, которые состоят из классов, имитирующих родильный зал, отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделения анестезиологии и реаниматологии и аудиторного класса, оснащенного мультимедийным оборудованием.
Обучение проводится на высокотехнологичных виртуальных медицинских тренажерах: компьютерной беспроводной системе симуляции родов Noelle, имитаторе рождения ребенка SimOne, мобильном дистанционном манекене новорожденного ребенка для оказания неотложной помощи NewBorn, компьютеризированном манекене недоношенного ребенка PremiHal, мобильном дистанционном манекене женщины для оказания неотложной помощи в команде при различных состояниях Susie, а также тренажерах, предназначенных для отработки различных мануальных навыков.
Курсанты в первый день проходят тестирование, и с целью выявления уровня практических навыков им предлагается решение ситуационных задач.
На цикле «Клиническое акушерство» отрабатываются базовые принципы ведения беременности и родов (партограмма, методы оценки состояния плода), ведение осложненных родов (преждевременные роды, клинически узкий таз, дистоция плечиков, первичная реанимация новорожденных), экстренные и неотложные состояния в акушерстве (преэклампсия, эклампсия, эмболии, кровотечения), акушерские операции (прием родов при тазовых предлежаниях, акушерские щипцы, вакуум экстракция, разрывы промежности, кесарево сечение).
На цикле «Интенсивная терапия в неонатологии» отрабатывается первичная реанимация новорожденного, респираторная поддержка новорожденных, коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных, особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела
На цикле «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах» отрабатываются основы клинической физиологии, мониторинг витальных функций в акушерстве, СЛЦР в акушерстве, патологические состояния в акушерстве, их интенсивная терапия, особенности анестезиологического обеспечения в акушерстве.
После обучения на циклах проводится итоговое тестирование теоретических и практических знаний. Одновременно курсанты оценивают собственные знания до и после проведения курса обучения (по 10-ти бальной системе).
В симуляционно - аттестационном центре ФГБУ «РНИИАП» МЗ РФ с 02.11.2012г. по 01.09.2016г. прошли обучение более 1000 специалистов акушерских стационаров из ЮФО, СКФО, Крымского ФО и г. Севастополь.
Анализ данных показал, что значительная часть обучающихся улучшила результаты выполнения заданий модуля базовых навыков после прохождения тренинга в среднем в 2,4 раза.
Симуляционное обучение является необходимым этапом в совершенствовании мануальных навыков врачей, работающих в акушерских стационарах, тем самым помогая решать вопрос обеспечения квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Людмила Каушанская

Участие тьюторов в практической подготовке обучающихся в ординатуре ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Автор(ы): Чурсин А.А., Слюсарев А.С., Жуков А.А., Желнинская А.А., Мирошник К.Д., Мошуров Р.И., Неверов А.В.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Результаты

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от реализации которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат образования сводится к приобщению человека к знаниям, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
С течением времени в ВУЗах появляется все больше направлений, различные формы работы, типы выбора, возможности для самовыражения в самых разнообразных видах деятельности. Так возникает необходимость введения позиции «тьютора».
Тьютор – исторически сложившаяся в классических английских университетах XIV века должность, связующая собой свободного студента и не менее свободного профессора. Своего рода наставник, подталкивающий к определенным решениям, знаниям. Тьюторство в целом – это феномен, направленный на углубление и персонализацию процесса обучения. Именно это является главной целью тьюторской модели обучения.
В Российской Федерации должность тьютора утверждена и регулируется Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Однако, по традиции, начало которой положено в Первом Московском государственном медуниверситете им. И.М. Сеченова , мы стали подготавливать тьюторов, но подразумевать под этим понятием несколько иное значение.
В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы практики и образовательной рефлексии, зачастую, отходят на задний план или не рассматриваются вовсе. Тьюторская модель, в отличие от традиционной, процессыобучения и образовательной рефлексии рассматривает как смежные. Однако, ведущая роль— за процессом образовательной рефлексии. Таким образом, в нынешнем понимании тьютор дополняет образовательную программу оттачиванием практических навыков, уже подкрепленных теоретически.
Таким образом, в нашем случае, тьютор – это студент старшекурсник, прошедший специальный тренинг по работе с оборудованием, обладающий высокими коммуникативными способностями, принимающий активное участие в симуляционной подготовке обучающихся.
За прошедший 2015-1016 учебный год на базе Учебной виртуальной клиники ВГМУ им. Н.Н.Бурденко с помощью тьюторов были проведены занятия более чем у 250 ординаторов, обучающихся по 32 специальностям.
Сравнивая качество знаний обучающегося (ординтаора) в группах, обучаемых только с преподавателем с группами, в которых овладеть материалом помогают тьюторы, можно сделать вывод о положительном влиянии наставников. Одним из важнейших факторов запоминания является более глубокая индивидуальная работа. Обучающийся не во всех ситуациях сможет попросить помощи у преподавателя, так как отношения преподавателя со студентом строятся «по вертикальному» принципу. Тьютор же работает на одном уровне с обучающимся на основе равенства. Обучающиеся видят тьютора не преподавателем, который находится от обучающегося по ту сторону образовательного процесса, а старшим товарищем, студентом старших курсов, в ряде случаев – ординатором или аспирантом.
Тьюторская деятельность направлена на становление у обучающихся способности к самостоятельным действиям, оказывает помощь в решении данной ситуации, планировании шагов по достижению будущей профессиональной деятельности, ориентации в современных информационном и образовательном пространствах в рамках поставленной задачи, выстраивании взаимодействия в целом и партнерских отношений в частности с другими обучающимися и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе значимости результатов и целей.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Александр Чурсин

ЛОГИСТИКА НА СТАНЦИЯХ ОСКЭ

Автор(ы): Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горшков М.Д.

Город: Москва

Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus», город Москва, Россия

Результаты

Цепочкой станций ОСКЭ – называется серия помещений, где испытуемые проходят все запланированные задания. Рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации установлено, что для аккредитации 2016 года каждому испытуемому необходимо пройти 5 станций, также установлено, что станции должны иметь последовательную нумерацию (т.е. за станцией №1, обязательно должна быть станция №2, за ней №3 и т.д.). Даны рекомендательные названия станций в соответствии с их условными номерами. Тем не менее для конкретных местных условий может быть использована своя логистика нумераций станций и их названий, особенно это касается тех случаев, где в одном помещении находится несколько цепочек станций, что не позволяет иметь одновременно несколько станции под одним и тем же номером. Целесообразно для проведения каждого испытания локальным актом утвердить собственную последовательность и присвоить каждому номеру станции свое название, исходя из местных условий.
Коллективом УВК Ментор Медикус по адресу г. Москва Нахимовский проспект 49, предлагаются варианты для двух цепочек со следующей̆ пропускной̆ способностью – в течении рабочей̆ смены (3 часа): с перерывами в работе станций – 15 человек, без перерыва 30 человек. Каждая из вариантов логистики имеет свое преимущество и недостатки.
В любом случае перед началом испытаний приглашаются испытуемые в количестве равном количеству одновременно работающих станций. Между ними происходит жеребьевка – ранжирование последовательности прохождения испытуемых по станциям. Каждый экзаменатор должен знать, на какой цепочке он работает, т.к. цепочки имеют сквозную нумерацию в масштабах всей географии проведения экзамена. Вследствие того, что последовательность заданий на каждой станции известна заранее, ранжирование испытуемых является важной составляющей справедливого экзамена.
Вариант 1 – «Линейный». Последовательное прохождение каждым своего маршрута начиная с 1-ой станции. Работа каждой̆ станции предусматривает перерыв, который по времени равен времени работе. При необходимости можно обойтись без перерыва, не нарушая общую логистику. При наличии двух цепочек, находящихся рядом, каждые 10 минут на маршрут заступает по 1 испытуемому, чередуясь, сперва на 1 цепочку, затем на вторую, потом снова на первую и т.д. В случае работы без перерывов, на маршрут заступают одновременно двое, каждые 10 минут (каждый на свою цепочку)
Важно для ожидающих обеспечить комфортные условия пребывания, т.к. испытуемые приходят одновременно, например, в 9.00, а последний из них приступит к испытанию в 11.20. Т.е. после получения номера очереди он прождет 2 часа. В случае, если экзаменаторы научатся работать без перерыва, то ему придется ждать 1 час.
Вариант 2 – «Карусель» с перерывами. Одновременный̆ запуск проранжированных испытуемых на свою цепочку, но 1–го на первое задание, 2–го на второе задание, 3-го на третье и т.д. через 10 минут менять их по правилу правой руки. Т.к. начинающим экзаменаторам в любом случае будет необходимо время, не столько для того, чтобы привести в порядок рабочее место, а сколько для того, чтобы ответственно и взвешено провести оценку в чек-листах. Не всегда, а особенно, когда испытуемые совершенно не знакомы с требованиями и алгоритмом работы, это удаётся делать в режиме реального времени, часто требуется пересмотреть видеозапись отдельных моментов, чтобы выставить соответствующую отметку. Поэтому, работа каждой̆ станции хотя бы вначале, должна предусматривать перерыв, который̆ максимально по времени может быть равен времени её работы. В этом случае, по факту, каждый эпизод работает только одна цепочка, но каждая станция продублирована. Последовательность заданий на каждой станций идет через одну. После первого эпизода работает в аналогично режиме вторая цепочка.
Вариант 3 – «Карусель» без перерывов. Одновременный̆ запуск проранжированных испытуемых на свою цепочку, но 1–го на первое задание, 2–го на второе задание, 3-го на третье и т.д. через 10 минут менять их по правилу правой руки.
Таким образом, преимуществом линейного варианта является легкое и понятное планирование, а также без проблемный переход с работы с перерывами на работу без перерывов. Недостатком является ожидание испытуемых своей очереди. Вариант карусельный в качестве достоинства не имеет недостатка линейного варианта, но при этом подразумевает более сложный процесс планирования экзамена, а также дополнительные логистические усилия при переходе с работы с перерывами на работу без перерывов. Тем не менее, если приоритетом являются комфортные условия для аккредитуемых, то наиболее разумным должен стать карусельный вариант.

Презентацию по теме данного тезиса можно скачать здесь:

Слайд-презентация "Примеры логистики процедуры ОСКЭ - 2016 (2 этап аккредитационного экзамена)".

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Любовь Шубина