Возможности робота-симулятора Аполлон в обучении студентов в условиях симуляционного центра КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова

Автор(ы): Каныбекова А.А., Колбаев М.Т., Каныбеков А.К.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д.Асфендиярова

Актуальность

Роботизированный манекен "Аполлон" - это уникальный тренажер для симуляционного обучения студентов, интернов и врачей, который позволяет имитировать различные ситуации в медицинской практике. Он создан на основе анатомических данных и имеет множество функций, которые позволяют обучающимся отрабатывать свои навыки и получать опыт в разных клинических ситуациях, таких как оказание первой помощи, проведение медицинских манипуляций, осмотр и лечение пациентов с различными заболеваниями и т.д.

Цель

Обучить студентов оказывать неотложную помощь в условиях максимально приближенных к реальности.

Материалы и методы

Универсальный "Аполлон" представляет собой полностью роботизированную систему, которая может имитировать различные физиологические процессы, такие как дыхание, сердцебиение, перистальтика и реалистичные движения.
Беспроводной робот-симулятор "Аполлон" может быть полезным инструментом для обучения врачей, особенно в таких областях, как терапия, хирургия и медицина катастроф. Он позволяет смоделировать разнообразные сценарии, которые могут возникнуть в реальной клинической практике, и помогает обучающимся улучшить свои навыки и знания.
Данный роботизированный манекен может быть использован для тренировки различных навыков, таких как дренирование плевральной полости, пунктирование при пневмотораксе, интубация дыхательных путей, имитация кровотечений и т.д.
Одной из главных особенностей робота-симулятора "Аполлон" является его реалистичность, то есть способность имитировать поведение организма при различных заболеваниях и травмах. Это позволяет врачам и медицинским работникам получить максимально практичный опыт при работе с пациентом. Кроме того, "Аполлон" оснащен множеством датчиков и систем, которые позволяют отслеживать и анализировать различные параметры, такие как пульс, дыхание, реакция зрачков и т.д.
Кроме того, он может быть настроен под различные заболевания и травмы, что делает его идеальным для обучения специалистов в различных областях медицины.

Результаты

В целом, робот-симулятор "Аполлон" является важным инструментом для симуляционного обучения студентов и врачей с целью повышения качества медицинской помощи. Он обеспечивает реалистичный и необходимый опыт для врачей, что помогает им улучшить свои навыки.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Айсулу Каныбекова

Метод инклюзивного обучения практическим навыкам в условиях Симуляционного центра для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Автор(ы): Каныбекова А.А., Колбаев М.Т., Кабылбекова С.С.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д.Асфендиярова

Актуальность

На сегодняшний день инклюзивное образование – это наиболее эффективный способ предоставления всем обучающимся равных шансов на получение знаний и освоение практических навыков. При этом для людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, адаптированные методики обучения и другие возможности. В Симуляционном центре Казахского Национального Медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова внедрен метод инклюзивного обучения «марионетка» для овладения практическими навыками будущих специалистов здравоохранения.

Цель

Обеспечить обучающимся с ограниченными физическими возможностями право отработки и последующей сдачи практических навыков в Симуляционном центре.

Материалы и методы

В рамках инклюзивного образования в Симуляционном центре введен альтернативный способ сдачи практических навыков методом «марионетка» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. «Марионеткой» называется специально подготовленный человек без медицинского образования, который под руководством обучающегося выполняет практические навыки, согласно алгоритму. При данном методе сдачи студент устно по порядку проговаривает детально «марионетке» манипуляции, которые заранее проинструктированный человек должен продемонстрировать в рамках выполняемого навыка. Данный метод предназначен для оценивания владения экзаменуемым конкретной компетенцией и может быть использован для оценки уровня готовности студентов, врачей – интернов.
Описанный выше метод «марионетка» использовался для сдачи практических навыков в Симуляционном центре во время карантина по COVID-19.

Результаты

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отметили, что отработка практических навыков методом “марионетка” проводится на достаточно высоком уровне. Также подчеркивают удобство сдачи экзаменов с помощью метода “марионетка” во время дистанционной формы прохождения аттестации с использованием телекоммуникационных технологий (он-лайн).

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Айсулу Каныбекова

Модернизация симуляционных классов и усовершенствование симуляционного обучения на уровне станций скорой неотложной медицинской помощи в Республике Казахстан

Автор(ы): Колбаев М.Т., Каныбекова А.А., Алиева А.С., Джангазиев Ш.Б., Михайлова И.Е.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

В настоящее время симуляционное обучение является одним из наиболее эффективных методов подготовки медицинских работников в экстренной медицине. Оно позволяет имитировать различные ситуации, которые могут возникнуть в клинической практике, и развивать навыки принятия решений в условиях стресса.
Однако, для того чтобы симуляционное образование было более эффективным, необходимо учитывать некоторые аспекты. Например, важно создавать реалистичные сценарии, которые будут максимально приближены к реальным ситуациям.

Цель

Усовершенствование симуляционного обучения в условиях скорой медицинской помощи — это повышение качества оказания медицинской помощи в экстренных ситуациях. Симуляционное обучение позволяет врачам и медицинским работникам получить опыт работы в условиях, максимально приближенных к реальным, что помогает им быстрее и эффективнее реагировать на различные ситуации, связанные с оказанием скорой медицинской помощи. Кроме того, симуляционное обучение способствует развитию профессиональных навыков и умений, необходимых для работы в экстренных условиях.

Материалы и методы

Использование симуляционного обучения является одним из эффективных методов преподавания при проведении международных курсов, которые включают в себя: BLS (Basic Life Support), ACLS (Advanсed Cardiovascular Life Support), PALS (Pediatric Advanced Life Support), PHTLS (Prehospital Trauma Life Support), NRP (Neonatal Resusсitation Program). В связи с чем прохождение данных курсов, с использованием симуляционных технологий, признано одним из важных методов подготовки медицинских кадров, а эффективность данного обучения подтверждается включением в учебный процесс в США, Канаде, Норвегии, Швеции, Израиле и др. странах в обязательный перечень обучающих программ при подготовке врачей и фельдшеров. К сожалению, от ошибок связанных с профессиональной деятельностью не застрахован никто, а показатели смертности и общественный ущерб от утраты трудоспособности все еще на критическом уровне. При оказании неотложной помощи, согласно международным протоколам, не требуется постановка окончательного диагноза. Квалифицированная помощь пострадавшему оказывается с использованием мультидисциплинарного подхода, что позволяет стабилизировать состояние, сохраняя витальные функции организма на адеватных показателях. Полученные практические навыки позволяют поддерживать уровень квалификации на высоком профессиональном уровне.

Результаты

Усовершенствование симуляционного обучения в условиях скорой медицинской помощи является важным шагом для повышения качества медицинской помощи и снижения риска ошибок в работе медицинского персонала.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Мейербек Колбаев

Роль сервисно-технического отдела симуляционного центра в образовательном процессе

Автор(ы): Колбаев М.Т., Каныбекова А.А., Тасыбек А.К., Тулеубаев К.С., Алиев И.К.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Актуальность

Сервисно-технический отдел в симуляционном центре играет важную роль в обеспечении безопасности и эффективности обучения медицинских специалистов. Он отвечает за техническое обеспечение симуляционных программ и оборудования, а также за их обслуживание и ремонт. Сотрудники сервисно-технического отдела должны обладать знаниями в области медицинской техники, электроники, программирования и механики, также должны уметь настраивать и калибровать оборудование, устранять неисправности и обеспечивать его бесперебойную работу.

Материалы и методы

В структуре симуляционного центра есть сервисно-техническое подразделение. В штате которого есть руководитель отдела, инженер и техник.
Сервисно-технический отдел играет важную роль в создании симуляционного обучения для будущих врачей. Они отвечают за разработку и создание симуляторов, которые позволяют врачам тренироваться в реальных условиях, но без риска для пациентов.
Симуляторы могут быть использованы для тренировки различных навыков, таких как проведение операций, диагностика заболеваний, лечение пациентов и т.д. Кроме того, они могут использоваться для обучения новых сотрудников или для повышения квалификации уже работающих врачей (тренеров).
Сервисно-технический отдел также отвечает за настройку и калибровку симуляторов, чтобы они работали максимально точно и реалистично. Они также могут проводить тестирование и анализ данных, полученных во время тренировок, чтобы определить, какие изменения нужно внести в симуляторы для улучшения их эффективности.

Результаты

В целом, сервисно-технический отдел является ключевым звеном в создании симуляционного обучения для врачей, который позволяет им получить необходимые навыки и знания без риска для здоровья пациентов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Мейербек Колбаев

КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЦЕНТРА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Автор(ы): Доскабулова Д.Т., Бегалина Д.Т., Сембаева К.К., Кульбаракова Л.С., Куатбаев А.Г., Султанбеков Е.А., Саркулова А.Е., Баки А.М., Жумахан А.Н.

Город: Актобе, Казахстан

Учреждение: Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова Центр практических навыков

Актуальность

Актуальность. Удовлетворенность студентов, качеством образовательной деятельности Центра практических навыков (ЦПН) Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова является повышение эффективности системы качества образования и образовательного процесса в целом, обеспечение максимального соответствия характеристик образовательного процесса.

Цель

Цель исследования - обеспечение полноты объективных данных для анализа и принятия обоснованных управленческих решений по улучшению образовательного процесса; повышение качества образовательных услуг; определение уровня удовлетворенности обучающихся качеством преподавания, а также выявление сильных и слабых сторон в организации учебного процесса.
Согласно планом работ ЦПН на 2023-2025 учебный год, на основании Дорожной карты было разработано, проведено и анализировано анкетирование для студентов 1,2,3,4,5,6,7 курсов. Период проведения: 2023-2024 учебный год.

Материалы и методы

Материалы и методы исследования описательный. Дизайн исследования поперечное (одномоментное). Способ выборки простой случайный. Методика проведения анкетирования: онлайн-форма анкеты, создана с помощью Google форм и распространялась через интернет в виде ссылки на анкету. Анкета для студентов https://forms.gle/gxAyFfs3vk28vgzJ88: при организации и проведении исследования использовался метод анкетирование (анкетный опрос); бумажный раздаточный материал анкетирования – QR. Анкетирование включал в себя следующие этапы: планирование опроса участников; опрос; обработка результатов; анализ результатов и рекомендации. Количество респондентов: в ходе анкетирования было опрошено 1634 студентов. Для достижения цели и реализации поставленной задачи была составлена анкета, состоящая по 10 вопросов с выбором оценки и одного открытого вопроса Ваши пожелания для улучшения качества образовательного процесса. Вопросы анкеты были представлены об удовлетворенности качеством организации и учебного процесса, а также других направлений деятельности ЦПН. По каждому вопросу следовало оценить по следующей шкале: отлично; хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно.

Результаты

Результаты. Степень удовлетворенности в целом удовлетворены качеством образования и организации учебного процесса, студенты: «отлично» (32,0%), «хорошо» (39,0%), «удовлетворительно» (29,0%), «неудовлетворительно» (0,0%). Это показывает, что образовательный процесс и все что с ним связано, отвечает требованиям образовательных услуг в целом. Но если рассмотреть более подробно по таким критериям как образовательный, организационный процессы, это позволит более эффективно и объективно оценить удовлетворенность респондентов. Всего приняли 1634 студентов с 1 по 7 курс. 1 курс - 47,0%, 2 курс - 1,9%, 3 курс - 5,3%, 4 курс - 10,3%, 5 курс - 21,0%, 6 курс - 2,3%, 7 курс - 12,2%. В среднем удовлетворены общей организации учебного процесса ЦПН, на «отлично» ответили - 34,10%, «хорошо» - 40,2%, «удовлетворительно» - 25,8%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Обеспеченность практических занятий необходимым оборудованием, приборами расходными материалами и муляжами - «отлично» - 31,0%, «хорошо» - 32,0%, «удовлетворительно» - 37,0%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Обеспеченность раздаточными материалами (методические указания, наглядные пособия и т.д.) «отлично» - 28,7%, «хорошо» - 37,5%, «удовлетворительно» - 33,8%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Материально-техническое обеспечение учебного процесса, удобство учебных аудиторий, «отлично» - 30,1%, «хорошо» - 34,6%, «удовлетворительно» - 35,3%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Состояние аудиторного фонда (оснащение мебелью и дизайн помещений) ЦПН «отлично» - 26,1%, «хорошо» - 33,0%, «удовлетворительно» - 40,6%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Взаимоотношение с профессорско-преподавательским составом (доступность, культура общения, объективность, уровень взаимопонимания) «отлично» - 38,0%, «хорошо» - 40,9%, «удовлетворительно» - 21,1%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Доброжелательность, вежливость, культура общения персоналов ЦПН, «отлично» - 34,2%, «хорошо» - 38,0%, «удовлетворительно» - 27,8%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Оперативность и качество решения вопросов персоналов ЦПН, «отлично» - 31,0, «хорошо» - 45,0, «удовлетворительно» - 24,0%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Удовлетворены ли Вы качеством проведения занятий преподавателем, «отлично» -39,9%, «хорошо» - 41,1%, «удовлетворительно» - 19,0%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Санитарно-гигиеническое состояние ЦПН, «отлично» - 33,0%, «хорошо» - 45,0%, «удовлетворительно» - 22,0%, «неудовлетворительно» - 0,0%. Предложения по улучшению: Улучшить расписание. Улучшить дизайн помещений. Больше муляжей, добавить разновидность манекенов. Предоставлять большое количество практических материалов.

Выводы

Выводы. Проведенное анкетирование выявило в целом хороший уровень удовлетворенности респондентов структурой образовательного процесса, ее реализацией, а также общую удовлетворенность качеством организации учебного процесса, «отлично» (32,0%), «хорошо» (39,0%), «удовлетворительно» (29,0%), «неудовлетворительно» (0,0%). Относительно не высокая удовлетворенность отмечается для структуры материально-технического обеспечения. Информация, полученная с помощью предложения-коментариев, оставленных студентами по желанию, показывает о большой включенности студентов в учебный процесс и заинтересованости в дальнейшем улучшении качества обучения.

Рекомендации. Наряду с оценкой удовлетворенности образовательным процессом, были предложены: увеличение количества практических занятий, по сравнению теорией, индивидуальный подход к каждому студенту со стороны преподавателей, больше муляжей и разновидность манекенов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Доскабулова Д.Т.

Анализ влияния симуляционного обучения на результаты участия школьников в олимпиаде «Мой путь в медицину»

Автор(ы): Бычков А.А., Тарасова Г.Н., Пятакова И.Н., Подгорнов И.С.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России

Актуальность

В 2024 году в Ростовском государственном медицинском университете впервые была проведена олимпиада для учеников 8 - 11 классов «Мой путь в медицину». В олимпиаде могли принять участие обучающиеся «Предуниверсария», образовательного проекта, который реализуется в ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России с 2022 года и школьники города. Одной из программ предуниверсария и, соответственно, практикоориентированного этапа олимпиады является «Первая помощь. Анатомия». Реализация направлений программы проводится на базе Центра симуляционного обучения РостГМУ с использованием современного симуляционного оборудования, включая стол «Пирогов» и манекен-симулятор «Володя» для отработки навыков СЛР.

Цель

Целью настоящего исследования явилась сравнительная оценка результатов прохождения практикоориентированного этапа олимпиады разными категориями школьников.

Материалы и методы

Общая группа участников была разделена на две: 1-я группа - «Предуниверсарий» (12 человек), обучавшихся в предуниверсарии по программе «Первая помощь. Анатомия» и 2-я - «Школьники» (9 человек), с самостоятельной подготовкой к олимпиаде или участвовавшие в предуниверсарии по другим программам. Проверяемые практические навыки включали оценку состояния пострадавшего с последующей базовой сердечно-легочной реанимацией на тренажере «Володя», а также расположение муляжей внутренних органов в учебном торсе. Использовались чек-листы с последующим подсчетом баллов по следующим категориям: оценка состояния пострадавшего и вызов скорой помощи, выполнение непрямого массажа сердца, выполнение искусственного дыхания, анатомия.

Результаты

Установлено, что в 1-й группе достигнуты лучшие результаты как по базовой сердечно-легочной реанимации, так и по анатомии, средний балл составил 90,4 и 24,8, во 2-й группе 79,8 и 18,0 соответственно. В основном преимущество было получено за счет более качественного проведения компрессий грудной клетки. Также, в группе «Предуниверсарий» реже выполнялись небезопасные и нерегламентированные действия, за которые назначались штрафные баллы (1,25 против 3,3). Итоговый средний балл в 1-й и 2-й группах составил 113,9 и 94,5 соответственно.

Выводы

Таким образом, прошедшие симуляционное обучение в образовательном проекте «Предуниверсарий» продемонстрировали лучшие результаты в рамках практикоориентированного этапа олимпиады в сравнении со школьниками, интересующимися медициной, но не имевшими предварительной подготовки с использованием симуляционных технологий.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Бычков Алексей Анатольевич

Проблемы и перспективы симуляционного обучения в республике Беларусь

Автор(ы): Бутько В. В., Шевчук В. В., Койко А. В.

Город: Гродно

Учреждение: УО «Гродненский государственный медицинский университет», г. Гродно

Актуальность

Симуляционное обучение в медицине – это интерактивный вид деятельности через погружение в среду путем воссоздания реальной клинической ситуации. Это вид обучения, в ходе которого: обучающийся связывает теоретические и практические знания без привлечения пациентов. В последние годы перед здравоохранением остро возникла необходимость повышение уровня и качества медицинской помощи населению. Чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда надо повышать практико-ориентированную подготовку будущих врачей, их компетентность и конкурентоспособность. Одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Медицинское образование – это то место, где использование симуляционного обучения является одним из важнейших способов научить студентов практическим навыкам и в дальнейшем продолжать повышать уровень знаний и умений.

Цель

Оценить качество обучения в симуляционно-аттестационном центре (САЦ) и дальнейшее использование полученных навыков в профессиональной деятельности врачей.

Материалы и методы

тестовый опрос сотрудников учреждений здравоохранения.

Результаты

Нами было опрошено 637 медицинских специалистов. Среди опрошенных было: 259 (40,7%) мужчин и 378 (59,3%) женщин. Возрастная категория респондентов представляет следующие вариации 20-25 лет (18,8%), 26-30 лет (31,2%), 31-35 лет (18,1%), 36-40 лет (10,8%), 41-45 лет (8,5%), 46-50 лет (4,4%), 51-55 лет (2,7%), 56-60 лет (2,8%), 61-65 лет (1,6%), 66-70 лет (0,3%), 71-75 лет (1 человек).
Все опрашиваемые — это специалисты, окончившие такие медицинские университеты как: Белорусский государственный медицинский университет 143 человека (22,4%), Витебский государственный медицинский университет 66 человек (10,4%), Гомельский государственный медицинский университет 61 человек (9,6%), Гродненский государственный медицинский университет 363 человека (57%) и другие медицинский университеты 3 человека (0,6%). Разделение по профессиональной деятельности: врач-интерн — 84 человека (13,2%), врач-молодой специалист – 123 человека (19,3%), врач — 402 человека (63%), руководитель – 28 человек (4,4%). Из них: сотрудники учреждения здравоохранения амбулаторного типа – 59 человек (9,3%), стационарного типа – 545 человек (85,6%), скорой медицинской помощи 32 человека (5%), другое (9,1%). По стажу работы: до 1 года 93 человека (14,6%), от 1-5 лет 183 человек (28,7%), от 5-10 лет 157 человек (24,6%), от 10-20 лет (19,5%), стаж более 20 лет у 80 человек (12,6%). Основная часть респондентов проходили обучение в САЦ — 593 человека (93,4%), но некоторые из опрашиваемых (в силу отсутствия в период их обучения САЦ) 42 человека (6,6%) не проходили такое обучение в университете. Подготовка в САЦ велась у опрашиваемых по различным направлениям: первая помощь 354 человека (55,9%), медицинский уход и манипуляционные техники 291 человек (46%), анестезиология и реаниматология 284 (44,9%), оториноларингология 81 человек (12,8%), офтальмология 40 человек (6,3%), терапия 115 человек (18,2%), УЗИ 61 (9,6%), педиатрия и неонатология 211 человек (33,3%), хирургия 227 (35,9%), лапароскопическая хирургия 99 человек (15,6%), травматология 55 (8,7%), акушерство и гинекология 263 человека (41,5%), неврология 3 (0,5%).
По результатам анкетирования симуляционное обучение у половины опрошенных только частично соответствовало ожиданиям (58,1%); у некоторых полностью соответствовало (38,1%), но были и те, кто считают, что обучение не соответствовало профессиональным потребностям (6,8%). Частичную реалистичность симуляционного оборудования в практикуме отметили 53,6% опрошенных, полное соответствие — 43%, а 3,4% обозначили полное несоответствие реальности. Возможность выполнения практических навыков в соответствии с темой занятия и с помощью технического оснащения была — 46,4%, только частично — 49,8%, нет — 3,4%. Демонстрация практических навыков преподавателем проводилась в 94,3% опрошенных, у 5,7% — не проводилась. Уровень демонстрации практических навыков: высокий (69,2%), средний (28,8%), низкий (3%). Алгоритмы для выполнения практических навыков: были использованы (86,5%), не были использованы (13,5%). Использовались чек-листы: да (53,3%), нет (46,7%). Из опрошенных пригодились практические навыки (60,9%), не пригодились (5,4%), частично (33,7%). Из 637 человек, полностью удовлетворены обучением с использованием симуляционных технологий (24,6%), удовлетворены (44,8%), частично (25,8%), не удовлетворены (4,8%).

Выводы

Изучив результаты анкетирования медицинских специалистов, проходивших подготовку в САЦ можно сделать вывод, что симуляционное обучение повысило их мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию. Внедрение симуляционного обучения в практическую подготовку будущих врачей является необходимым направлением в учебном процессе, но при этом необходимо более реалистично проводить практические занятия с использованием симуляционных технологий. Для эффективной подготовки медицинских кадров с использованием симуляционного обучения необходимо увеличить время для отработки практических навыков, увеличить количество оборудования, разработать алгоритмы практических навыков с оценочными чек-листами, организовать свободное посещение студентами симуляционного центра для отработки практических навыков.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Валерия Бутько

Значение ассоциации интервенционного лечения боли (АИЛБ) в подготовке нейрохирурга амбулаторной помощи

Автор(ы): Черняйкин В.А., Яриков А.В., Павлова Е.А., Истрелов А.К., Перльмуттер О.А., Фраерман А.П., Туткин А.В., Паркаев М.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский окружной медицинский центр ФМБА

Актуальность

Хронический болевой синдром (ХБС) как самостоятельная проблема была впервые обозначена в 1939 г., когда для лечения ХБС были предложены интервенционные вмешательства для борьбы с ней. В настоящее время в практическом здравоохранении происходят реформы. Появляются центры (клиники, амбулатории, стационары) лечения боли и центры амбулаторной хирургии. Открытие этих центров позволит снизить время ожидания лечения и дней нетрудоспособности, увеличить количество пролеченных пациентов, снизить затраты на дорогостоящее стационарное лечение. В настоящее время в США насчитывается около 6 тыс. центров амбулаторной хирургии и около 3,5 тыс. клиник лечения боли. Но для качественной работы этих учреждений необходимы подготовленные медицинские кадры, способные решать эти задачи.

Цель

оценить значимость ассоциации интервенционного лечения боли (АИЛБ) в подготовке нейрохирургов амбулаторной помощи.

Материалы и методы

В РФ в 2015 г. была создана Ассоциация интервенционного лечения боли (АИЛБ) – Interpain. АИЛБ объединяет врачей различных специальностей: неврологов, анестезиологов, нейрохирургов, травматологов-ортопедов, психиатров и онкологов.
АИЛБ проводит мастер-классы по следующим темам, которые необходимы нейрохирургам амбулаторного звена:
- диагностика и дифференциальная диагностика у пациентов с ХБС
- безопасность при интервенционном лечении боли
- лечение ХБС с ультразвуковой навигацией
- лечение тазовой боли
- интервенционное лечение боли в поясничном отделе позвоночника
- расширенный курс по интервенционному лечению боли в поясничном отделе позвоночника. Сложные случаи, процедуры, доступы.
- интервенционное лечение боли в области лица, в шейном и грудном отделах позвоночника
- интервенционное и минимально-инвазивное лечение боли в онкологии. Нейровегетативные блокады/радиочастотные абляции, интратекальная опиоидная терапия.
Под эгидой АИЛБ проводятся съезды, конференции, конгрессы. Членам АИЛБ доступны материалы специализированной информационной базы, включающей наиболее актуальные статьи, книги, обучающие материалы по проблеме интервенционного лечения ХБС и не только.

Результаты

Спектр вмешательств, оказываемых нейрохирургом в центре лечения ХБС, представлены ниже:
- кифо-, вертебропластика, нуклеопластика,
- имплантация эпидуральных портов и катетеров,
- имплантация интратекальных помп, интратекальная инфузия,
- радиочастотная абляция периферических нервов, фасеточных суставов, межпозвонковых дисков, крестцово-подвздошных сочленений, непарного ганглия, симпатических ганглиев, задних корешков спинного мозга эпидуральным доступом, периферических суставов
- химический нейролизис центральных и периферических симпатических ганглиев (спирт, фенол)
- минимальные инвазивные вмешательства в лечении скелетно-мышечной боли (невролиз, транспозиция нерва, удаление невриномы),
- блокада нервных сплетений, периферических нервов, черепных нервов,
- эпидуральные инфузии (интраламинарная, трансфораминальная, каудальная),
- программирование имплантированного нейростимулятора,
- инфильтрация сухожилий, связок, мышц, суставов (местный анестетик, глюкокортикостероид, гиалуроновая кислота, PRP)
- поверхностная мышечная инфильтрация ботулиническим токсином,
Все эти вмешательства возможно выполнять в амбулаторных условиях и входят в программы обучения АИЛБ.
Внедрение тест-блокад по программам АИЛБ в практику амбулаторной нейрохирургии позволило верифицировать причину болевого синдрома у сложных пациентов (возрастных, с многоуровневыми дегенеративными поражениями позвоночника, артрозами периферических суставов, остеопорозом, полинейропатией, облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей и др.). Применение тест-блокад в амбулаторных условиях позволит избежать госпитализации в стационар, снизить дни нетрудоспособности, добиться более быстрого выздоровления. Также выполнение диагностических блокад дает возможность провести некоторым пациентам оперативные вмешательства адресно на источнике ХБС, без проведения протяженных стабилизирующих операций на позвоночнике, декомпрессивных операций на периферических нервах. Что позволит снизить затраты на здравоохранение и улучшить результаты лечения.

Выводы

За время существования АИЛБ проучено значительное количество нейрохирургов. Это позволило расширить спектр противоболевых вмешательств, увеличить количество интервенционных процедур ХБС в амбулаторных условиях и снизить частоту осложнений. Внедрение интервенционных вмешательств в практику амбулаторной нейрохирургии позволило многим пациентам с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями позвоночника, туннельными нейропатиями, хронической тазовой болью избежать оперативных вмешательств.

Черняйкин В.А. 1, Яриков А.В.1,2,3, Павлова Е.А. 4, Истрелов А.К. 3, Перльмуттер О.А.3, Фраерман А.П.3, Туткин А.В. 5, Паркаев М.В. 5
1 Приволжский окружной медицинский центр ФМБА, г. Нижний Новгород,
2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
3 Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород
4 Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА, г. Красноярск
5 Клиническая больница РЖД-Медицина г. Нижний Новгород

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Владислав Черняйкин

Использование аддитивных технологий 3D печати в обучении вертебрологов

Автор(ы): Локтионов В.А., Яриков А.В., Цыбусов С.Н., Гарсия А., Перльмуттер О.А., Фраерман А.П., Столяров И.И., Горбатов Р.О.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ)»

Актуальность

Подготовка кадров в медицине является приоритетным направлением. В современных условиях научно-технического прогресса в медицине и образование появилась необходимость применения новейших технологий. Аддитивное производство (3D печать) – это сравнительно новый метод получения изделия путем послойного нанесения материала. Под аддитивной технологией (Additive Manufacturing – прибавляемый) понимается послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D систем.

Цель

Оценка применения аддитивных технологий 3D печати в обучении вертебрологов

Материалы и методы

Существует множество различных методов 3D печати
I. Экструзионный:
• технология послойного наплавления (fused deposition modeling, FDM).
II. Фотополимеризация:
• лазерная стереолитография (laser stereolithography, SLA);
• цифровая светодиодная проекция (digital light processing, DLP).
III. Порошковый:
• электронно-лучевая плавка (electronbeam melting, EBM);
• выборочная лазерная плавка (selective laser melting, SLM);
• выборочное лазерное спекание (selective laser sintering, SLS);
• прямое лазерное спекание металлов (direct laser metal sintering, DLМS).
IV. Ламинирование:
• изготовление объектов методом ламинирования (laminated object manufacturing, LOM).
V. Струйный:
• струйная трехмерная печать (three-dimensional printing, 3DР).
В медицине 3D-принтеры используются для печати внутренних органов, костей, протезов, имплантов, шаблонов-направителей (лекал), корсетов, ортезов, фармацевтической продукции.
Основными аспектами развития аддитивных технологий являются в РФ:
1) проектирование для аддитивных производств;
2) образование и тренинги;
3) применение все более широкого спектра различных материалов для 3D-печати;
4) изготовление продукции по индивидуальным заказам и мелкосерийное производство; 5) партнерство и сотрудничество;
6) компании-стартапы;
7) стимулирующие эффективную деятельность цепочки поставок;
8) данные, безопасность и межотраслевое взаимодействие;
9) инвестиции в применение аддитивных технологий на производстве;
10) корпоративные центры обучения и внедрения передового опыта

Результаты

Применение аддитивных технологий 3D печати в образовательном процессе открывает новые возможности для практикующих врачей.
Использование 3D печати в вертебрологии дает возможность создавать:
•индивидуальные импланты (кейджи, пластины, протезы тел и др.)
•шаблоны-направители (лекалы) для введения винтов, игл
•3D модель (макеты) самого пациента для предоперационного планирования и детального изучения анатомии
•3D модель позвоночника для отработки мануальных навыков
•одноразовые и многоразовые хирургические инструменты
•корсеты

Обсуждение

Отработка хирургических доступов и приемов позволяет сократить время операции и длительность наркоза, уменьшить травматизацию тканей и кровопотерю. В хирургии позвоночника симуляционные 3D прототипы также нашли широкое применение. Они используются для отработки доступов к спинному мозгу и телам позвонков, а также других оперативных вмешательств – стабилизации позвоночника, транспедикулярной фиксации, микродискэктомии, вертебропластики. Кроме того, 3D печать позволяет оттачивать навыки в хирургии костной онкологии, травм и деформаций позвоночника, что невозможно отработать на кадаверном материале.
Сфера здравоохранения занимает 11,3% мирового рынка аддитивного производства. Совокупные темпы годового роста глобального рынка 3D-печати медицинских устройств в 2018-2023 гг. оцениваются в 18%. Производство индивидуальных медицинских изделий становится все более доступным, простым и дешевым. В настоящее время в РФ имеется множество медицинских лабораторий аддитивных технологий на базе ВУЗов, федеральных центров и НИИ: ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, НМИЦ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, ЦИТО им. Н.Н. Приорова, ПМГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, РУДН (Москва), НМИЦ детской ТиО им. Г.И. Турнера, НМИЦ ТиО им. Р.Р. Вредена, ВМА им. С.М. Кирова, СПбГУ, СПб НЦЭПР им. ГА. Альбрехта, НМИЦ им. В.А. Алмазова-РНХИ им. А.Л. Поленова (Санкт-Петербург), БФУ им. И.Канта (Калининград), КФУ им. В.И. Вернадского (Симферополь) ПИМУ, ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), КФУ (Казань), СамГМУ (Самара), БГМУ (Уфа), ФЦН (Тюмень), НМИЦ ТиО им. ГА. Илизарова (Курган), СибГМУ (Томск), СФУ (Красноярск), ДВФУ (Владивосток). Также на медицинском рынке РФ отмечается рост числа компаний (Конмет, Логикс, Ортоинвест, 3D кейдж, Рекост, Тиос, 3D комплекс, Медин-Урал, ТЕН МедПринт), использующих аддитивные технологии в хирургии позвоночника.

Выводы

Таким образом, динамично развивающиеся современные технологии 3D печати все глубже внедряются в вертебрологию, обеспечивая возможность осуществлять качественное освоение мануальных навыков и улучшать результаты проводимых хирургических вмешательств. Необходимо внедрять 3D технологии в медицинское образование, чтобы наше образование было более конкурентоспособным, чтобы в будущем на рынке труда выпускники Медицинских ВУЗов РФ стали востребованными специалистами, готовыми работать по новым мировым стандартам.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Владислав Локтионов

Обучение врачей интернов системе медицинской сортировки больных (TRIAGE) на базе Симуляционного центра Казахского Национального Медицинского Университета им.С.Д.Асфендиярова

Автор(ы): Каныбекова А.А., Каныбеков А.К., Колбаев М.Т., Латкина К.С., Ахметов А.А.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова»

Цель

В результате обучения сформировать у интернов стойкий навык проведения медицинской сортировки, необходимый в практической деятельности.

Материалы и методы

В КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова на базе Симуляционного центра реализуется практическая часть профессионального образования врачей интернов 6 и 7 курсов. В рамках образовательной программы врачи интерны изучают и отрабатывают принципы проведения медицинской сортировки пациентов на основе определения индекса тяжести неотложного состояния, а также основные навыки оказания неотложной медицинской помощи. Обучение происходит с использованием манекенов, тренажеров и виртуальных симуляторов в специально оборудованном зале, поделенном по цветам согласно классификации триаж-системы.
Врачей интернов обучают проводить медицинскую сортировку на категории пациентов в зависимости от тяжести состояния и срочности необходимой им медицинской помощи, а также оказанию неотложной медицинской помощи. Интерны 6 курса отрабатывают триаж-систему с целью формирования полного понимания, как именно действовать в различных ситуациях с несколькими пострадавшими и практической отработкой медицинской сортировки при одномоментном поступлении большого количества пациентов с использованием симуляционных технологий.

Результаты

После прохождения обучения интерны отметили, что отработка триаж-системы дает возможность им применять знания из разных областей медицины, а также учит взаимодействовать с другими членами команды. В результате этого обучения у интернов формируется прочный навык по распределению пострадавших по зонам и оказанию неотложной медицинской помощи.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Мейербек Колбаев

Результаты симуляционного обучения нейрохирургов каротидной эндартерэктомии

Автор(ы): Яриков А.В., Филяева А.С., Фраерман А.П., Смирнов П.В., Грантковский А.С., Цыбусов С.Н.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский окружной медицинский центр ФМБА

Актуальность

Ежегодно в РФ регистрируются около 450 тысяч случаев ОНМК, из которых примерно 35% умирают в остром периоде заболевания. Основной причиной возникновения ОНМК по ишемическому типу является атеросклероз сонных артерий. Эффективность хирургии в профилактике ОНМК у определенных групп пациентов по сравнению с консервативным лечением доказана несколькими многоцентровыми рандоминизированными исследованиями: NASCET, ECST, ACAS. Количество хирургических вмешательств на сонных артериях ежегодно прогрессивно увеличивается, а каротидная эндартерэктомия (КЭЭ) является самой частой выполняемой операцией в мире после аорто-коронарного шунтирования.

Цель

Оценка результатов внедрения cимуляционного обучения операции каротидной эндартерэктомии в практику нейрохирургов.

Материалы и методы

Работа по организации симуляционного обучения нейрохирургов навыкам КЭЭ ведется с 2014 г. Использована оригинальная методика подготовки врачей, предложенная в отделении нейрохирургии «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗ г. Москвы» и центре симуляционного образования ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава РФ.
Курс симуляционного обучения продолжительностью 5 дней включает последовательное изучение техник:
1) наложения узловых швов на протезе сосуда нитью 6/0;
2) наложения непрерывного обвивного шва на сосудистом протезе нитью 6/0;
3) вшивания заплаты в дефект сосудистой стенки непрерывным обвивным швом нитью 6/0;
4) наложения сосудистого анастомоза по типу «конец в конец» на аорту свиньи нитью 6/0;
5) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на силиконовую трубку нитью 10/0;
6) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на артерию бедра курицы нитями 9/0, 10/0;
7) наложения анастомоза по типу «конец в бок» на артерию бедра курицы нитями 9/0, 10/0;
8) наложения анастомоза по типу «конец в конец» на артерию лабораторного животного (крысы) нитью 10/0;
9) наложения анастомоза по типу «конец в бок» на артерию и вену лабораторного животного (крысы) нитью 10/0
Лекционный материал посвящен проведению КЭЭ. В тему лекций входили: техника выполнения КЭЭ, предоперационная подготовка и инструментальное обследование пациентов к КЭЭ, осложнения КЭЭ и пути их снижения, оценка факторов риска КЭЭ. Из г. Н. Новгород было проучено 8 врачей-нейрохирургов из 3 нейрохирургических отделений.

Результаты

Проведенная работа по организации обучения нейрохирургов навыкам КЭЭ мозга позволила с 2015 г. увеличить оперативную активность в нейрохирургических отделениях г. Н. Новгород. В следующих нейрохирургических отделениях г. Н.Новгород: ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, ГБУЗ «Городская клиническая больница №13», ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №39» (Нижегородский нейрохирургический центр им. А.П. Фраермана) выполняется ежегодно 10-40 КЭЭ. Процент осложнений в этих отделениях не превышает средние по РФ. Особенно важным представляется тот факт, что произошло повышение эффективности нейрохирургической помощи в самом городе, а не перенаправление больных в столичные клиники.

Обсуждение

Результат проведения КЭЭ операций статистически незначим в зависимости от того, какой врач из данных специальностей ее проводил. Основным фактором, влияющим на исход операции и частоту осложнений, является опыт хирурга и частота выполняемых КЭЭ. Благодаря сосудистым хирургам количество КЭЭ растет, но только одними силами сосудистых хирургов данную задачу не решить. Нужно активное участие нейрохирургов.
Сосудистая нейрохирургия хоть и начала развиваться в различных регионах, но показатели оперативной активности при стенозах сонных артерий остаются низкими и не соответствуют общемировому уровню. Число обученных врачей в некоторых округах недостаточно. Для полноценного освоения КЭЭ постоянная тренировка и совершенствование мануальных навыков.

Выводы

Оригинальная методика проведения мастер-класса по хирургической реваскуляризации головного мозга показала свою эффективность. Некоторые нейрохирургические отделения начали выполнять эти операции впервые, а в некоторых произошло увеличение количества КЭЭ.
Мотивированность, постоянные тренировки на мастер-классах приведут к повышению хирургической активности в освоении КЭЭ

Яриков А.В. 1,2,3,4, Филяева А.С. 1,2, Фраерман А.П. 1, Смирнов П.В. 2, Грантковский А.С. 2, Цыбусов С.Н. 3
1Приволжский окружной медицинский центр ФМБА, г. Нижний Новгород,
2Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород
3Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
4Городская клиническая больница №13, г. Нижний Новгород

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Антон Яриков

Ассоциация интервенционного лечения боли в последипломном обучении нейрохирургов клинической алгологии

Автор(ы): Филяева А.С. 1, Яриков А.В. 1,2,3, Павлова Е.А. 1, Фраерман А.П. 3, Перльмуттер О.А. 3, Генов П.Г. 4, Новиков Д.А. 5, Туткин А.В. 5, Паркаев М.В. 5, Симонов А.Е.3, Истрелов А.К.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: 1ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА, Нижегородская обл., г. Н. Новгород, Нижне-Волжская наб., д. 2

Актуальность

Хронический болевой синдром (ХБС) как самостоятельная проблема была впервые обозначена в 1939 г., когда для лечения ХБС были предложены интервенционные вмешательства. После Второй мировой войны сформировалась мультидисциплинарная концепция организации противоболевой помощи, и в 50-х годах XX века в США были созданы первые немногочисленные противоболевые центры. В последующие 20 лет число противоболевых клиник заметно увеличилось, и уже в 1987 г. только в США их насчитывалось более 1200. Проблемой стала уже не форма организации противоболевой помощи, а подготовка специалистов, владеющих единой методологией и стандартами ее оказания. В настоящее время лечение ХБС представляет собой отдельную медицинскую специальность, сочетающую определенные теоретические знания и широкий спектр практических навыков.

Цель

оценить роль независимой медицинской ассоциации в последипломном обучении нейрохирурга в области лечения ХБС

Материалы и методы

В 2015 г. России была создана Ассоциация интервенционного лечения боли (АИЛБ). В настоящее время АИЛБ объединяет врачей различных специальностей: анестезиологов, нейрохирургов, неврологов, травматологов-ортопедов, психиатров, онкологов, реабилитологов.
С 2020 г. АИЛБ проводит мастер-классы по следующим темам:
- диагностика и дифференциальная диагностика у пациентов с ХБС
- безопасность при интервенционном лечении боли
-консервативное лечение боли
- лечение ХБС с ультразвуковой навигацией
- интервенционное лечение боли в поясничном отделе позвоночника
-расширенный курс по интервенционному лечению боли в поясничном отделе позвоночника. Использование МРТ при планировании и проведении процедур. Сложные случаи, процедуры, доступы.
-интервенционное лечение боли в области лица, в шейном и грудном отделах позвоночника
- интервенционное лечение боли в крупных суставах
-интервенционное и минимально-инвазивное лечение ХБС в онкологии. Нейровегетативные блокады/радиочастотные абляции, интратекальная опиоидная терапия.
-стимуляция спинного мозга и периферических нервов
Программа мастер-класса включает в себя отработка практических навыков по технике интервенционных вмешательств, лекции, обсуждение сложных случаев, сдача зачетов и написание тестов. Мастер-классы проводятся в выходные дни, что не доставляет проблем практикующим врачам при посещении учебы.
Также под эгидой АИЛБ проводятся съезды, конференции, конгрессы. Членам АИЛБ доступны материалы специализированной информационной базы, включающей наиболее актуальные статьи, книги, обучающие материалы по проблеме интервенционного лечения ХБС и не только. Есть возможность живого общения, обратной связи для ответов на вопросы докторов различных специальностей, так или иначе сталкивающихся с проблемой лечения ХБС

Результаты

За время существования АИЛБ было обучено более 100 нейрохирургов в области клинической алгологии. Это позволило увеличить количество интервенционных вмешательств в нейрохирургических стационарах России по поводу ХБС. Также это дало возможность в, расширении спектра противоболевой помощи и снизить частоту осложнений при интервенционных вмешательствах.
Активное внедрение интервенционных вмешательств позволило многим пациентам с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями позвоночника избежать оперативных вмешательств. А внедрение тест-блокад в практику нейрохирургических стационаров позволило верифицировать причину болевого синдрома у сложных пациентов (возрастных, с многоуровневыми дегенеративными поражениями позвоночника, наличием сопутствующих дегенеративных заболеваний суставов, остеопорозом), что позволило улучшить результаты лечения.
Особым достижением АИЛБ является цифровое издание: «Атлас интервенционного лечения боли». В Атласе охвачены вопросы безопасности, общие принципы навигации и все основные виды противоболевых процедур. Атлас иллюстрирован рентгенограммами и ультразвуковыми сканами. С участием АИЛБ составлены клинические рекомендации: «Дегенеративные заболевания позвоночника».

Выводы

Обучение по программе повышения квалификации нейрохирургов в рамках курсов АИЛБ позволяет отработать навыки в интервенционном лечении ХБС, с последующим их использованием в практической деятельности, тем самым снизив возможные технические ошибки в реальной ситуации.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Анастасия Филяева