Автор(ы): Логвинов Ю.И., Ющенко Г.В.
Город: Москва
Учреждение: Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы
Актуальность
В Медицинском симуляционном центре (МСЦ) Боткинской больницы проведено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 710 слушателей образовательных программ. Анкетирование проводилось с целью изучения эффективности образовательного процесса.
Проведенное анкетирование позволяет сделать выводы о правильности построения системы обучения в МСЦ Боткинской больницы.
Анкетирование слушателей образовательного учреждения такого типа и в таком объеме по нашим данным ранее не проводилось.
Материалы и методы
В период с апреля по июль 2017 года в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы проводилось анкетирование слушателей.
В анкете, предлагаемой к заполнению слушателям, сформулирован 51 вопрос. Отдельные вопросы разбиты на блоки, для удобства заполнения и последующей обработки. Выделяются следующие основные блоки вопросов:
1. Пол и возраст слушателя.
2. Профессиональная деятельность слушателя
3. Вопросы, касающиеся удовлетворенности слушателя процессом обучения в МСЦ (материально-техническое оснащение, работа преподавателей и т.д.)
4. Вопросы, касающиеся профессиональной подготовки слушателя (в том числе вопросы о непрерывном медицинском образовании)
5. Замечания и предложения по совершенствованию программ обучения
Важно отметить, что в анкетировании приняли участие исключительно слушатели курсов с численностью групп не более 15 человек. Это было сделано для того, чтобы уменьшить влияние единичных курсов с большим количеством человек на динамику изменения уровня удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми МСЦ Боткинской больницы.
Результаты
74,7 % слушателей полностью удовлетворены обучением в МСЦ Боткинской больницы, 25% удовлетворены в достаточной степени. Менее 0,3% слушателей остались не удовлетворенными обучением в МСЦ Боткинской больницы.
Более 90% опрошенных удовлетворены работой преподавателей.
Большинство опрошенных предпочли бы выполнять отдельные профессиональные навыки на симуляторах, чем слушать лекции: это позволит повысить частоту правильного реагирования в ситуациях оказания неотложной помощи и снизить частоту грубых профессиональных ошибок.
Большей части слушателей интересна возможность проходить часть обучения с использованием интернет технологий.
Слушатели считают самым важным фактором, от которого зависит высокий уровень практической подготовки после обучения, клиническую компетентность преподавателя. На втором месте с небольшим отрывом - мотивация самого обучающегося. На третьем месте материально-техническое оснащение и обеспечение учебного процесса.
Полные результаты анкетирования будут представлены в отдельной статье.
Обсуждение
Интересна реакция слушателей на следующие вопросы:
«Хотели бы Вы, чтобы информация о Вашем профессиональном образовании находилась в единой базе данных и была бы доступна для координации Вашего профессионального развития»
Большинство опрошенных (65%) ответили утвердительно.
При этом на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы информация о Вашем профессиональном образовании была доступна для пациентов» утвердительно ответили только 41 % опрошенных.
При ответе на вопрос «Много ли нового Вы узнали в ходе обучения», менее 1 % опрошенных ответили, что они ничего нового не узнали.
Выводы
В анкетировании приняло участие более 10% слушателей от общего числа обученных в МСЦ Боткинской больницы в 2017 году. Такое количество обработанных анкет предоставляет серьезный объем материала для анализа.
Слушатели достаточно активно включились в работу по совершенствованию процесса обучения: в замечаниях и пожеланиях мы нашли достаточное количество «здоровой критики», и можем сказать, что некоторые пожелания слушателей уже воплощены в жизнь – например, запущено несколько новых курсов, просьбы о которых в явном (закупка новых симуляторов) и неявном (разбирать больше клинических случаев) виде озвучивали слушатели.
По результатам обработки анкет удалось сформировать облик среднестатистического слушателя (целевую аудиторию): это женщина-врач старше 40 лет, работающая в системе здравоохранения в учреждении стационарного типа со стажем работы более 15 лет, с высшей квалификационной категорией, которой потребовались новые знания на фоне профессиональных проблем.
Планируется в ближайшее время публикация статьи, в которой результаты проведенного опроса будут представлены в полном объеме.
Анна Карпова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.