Автор(ы): Серкина А.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Привалова А.А., Щербакова А.Р.
Город: Москва
Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»
Актуальность
Последние 30 лет во многих странах в программы медицинского образования включают обучение навыкам профессионального общения в качестве самостоятельной дисциплины. Поскольку коммуникативная компетентность врача позволяет более эффективно решать ряд стоящих перед ним задач, а также повышает удовлетворенность, как пациента, так и самого врача качеством оказываемой медицинской помощи, в отдельных медицинских вузах нашей страны также постепенно вводится обучение студентов навыкам общения.
Для того, чтобы обучение было максимально эффективным, целесообразно учитывать: исходный уровень знаний и навыков студентов; ожидания студентов от предстоящего обучения, актуальные для них вопросы и проблемы и эмоциональные реакции студентов на процесс обучения и отношение к изучаемому объекту.
В каждой стране в медицине есть свои сложившиеся традиции общения врачей с пациентами. В каждом вузе есть своя специфика обучения студентов клиническим дисциплинам, в рамках которого студенты получают некоторые представления об общении с пациентами. Также существует и специфика клиник, на базе которых студенты проходят практику и усваивают принципы общения персонала с пациентами и их родственниками (так называемое «скрытое обучение», которое происходит через подражание более опытным коллегам). Есть данные, указывающие на то, что к старшим курсам у студентов меняется отношение к пациентам и к принципам профессионального общения, во многом под влиянием «скрытого обучения». Для разработки специального факультативного курса по навыкам общения, было проведено исследование, цель которого выявить представления студентов медицинского вуза о коммуникативных аспектах работы с пациентами.
Материалы и методы
В качестве метода исследования было выбрано полуструктурированное интервью, поскольку свободная беседа с заинтересованным слушателем создает условия для вспоминания событий из опыта и их вдумчивого анализа. Были вопросы, которые задавались напрямую (например, о планах на дальнейшую профессиональную деятельность, о наличии опыта работы по специальности и др.), а для получения более сложной информации, связанной с локусом контроля (т.е. считает ли респондент, что медицинский работник может оказать существенное влияние на то, как складываются его взаимоотношения с пациентом (внутренний локус контроля), либо считает, что решающую роль играют личностные особенности пациента (внешний локус контроля)), предлагалось вспомнить и проанализировать ряд ситуаций, в которых они принимали непосредственное участие либо были свидетелями. Требовалось описать ситуацию и действия студента либо другого медицинского работника; высказать свои предположения о возможных причинах ситуации; предлагалось подумать, какие еще действия можно было предпринять для конструктивного разрешения сложившейся ситуации.
Всего мы проинтервьюировали 41 студента, из них мужского пола 15 человек, женского 26; студентов 4 курса 17, 5 курса 7, 6 курса 17. Студенты давали интервью на условиях анонимности.
Результаты
Все респонденты предполагают свою дальнейшую профессиональную деятельность в различных сферах медицины, непосредственно связанных с общением с пациентами. Не выявлено статистически значимого преобладания студентов с внешним или внутренним локусом контроля при общении с пациентами.
Составлен перечень ситуаций, воспринимаемых студентами в качестве субъективно сложных (перечисление в порядке убывания частоты встречаемости): отказ пациента от общения со студентами (27 % ответов); «неадекватное» поведение пациента или родственника, обусловленное алкогольным или наркотическим опьянением, предполагаемым психическим заболеванием или изначальным агрессивным настроем (24% ответов); подавленность пациента или его родственников, обусловленная состоянием здоровья пациента и лечением (19% ответов); излишне разговорчивый пациент (7% ответа); отказ от неприятных процедур (5% ответа). Не удалось выявить конкретных ситуаций, связанных для студентов с переживанием чувства своей компетенции.
Установлено, что в целом медицинская практика воспринимается как личное участие в важном деле – оказании медицинской помощи пациентам, причем чувство удовлетворенности от практики значимо повышается у студентов 5 курса по сравнению с 4-ым.
Обсуждение
Более трети студентов (15 респондентов) декларируют осознание своей некомпетентности в сфере общения с пациентами и высказывают запрос на обучение.
Не выявлено значимых изменений в отношении студентов к пациентов от 4 курса к 6: ни в отношении локуса контроля, ни в отношении типов ситуаций в общении, которые вызывают трудности.
Выявленные различия между студентами мужского и женского пола. Различия касались типов субъективно сложных пациентов и ситуаций. Студентки значимо чаще сталкиваются с отказом от общения со стороны пациента, предпочитающего иметь дело с опытным специалистом.
Различия студентов четвертого и пятого курса в удовлетворенности после практики возможно связано с тем, что во время практики пятикурсникам чаще дают более сложные задачи и они чаще непосредственно взаимодействуют с пациентами, а не выступают лишь в качестве наблюдателей и реже выполняют задачи, не связанные с оказанием медицинской помощи (уборкой помещений и т.п.). Между студентами 5 и 6 курса нет значимых различий по этому параметру.
Выводы
Таким образом, для создания факультативного курса «Тренинги навыков клинического общения» условия достаточно благоприятные: часть студентов имеет осознанный запрос на подобное обучение; среди студентов не являются преобладающими установки, существенно затрудняющие подобное обучение (внешний локус контроля в общении с пациентами).
Выявленные в ходе интервьюирования типы сложных ситуаций и сценарии реакций «трудных» пациентов могут быть использованы в качестве учебного материала, на котором можно проводить отработку универсальных навыков профессионального общения.
Анна Серкина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.