Автор(ы): Н.В. Тиунова, Т.Е. Потемина
Город: Нижний Новгород
Учреждение: ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России
Актуальность
В условиях современного информационного общества, внедрения информационных технологий в образование, имеет место совершенствование образовательного процесса, применение новейших методов обучения, использование последних достижений науки и техники. Отдельного внимания заслуживает использование в учебном процессе мультимедиа технологий – интерактивных технологий, обеспечивающих работу с видеоизображением.В данном случае, речь идет о том, чтобы достичь нового качества образования за счет применения в образовательном процессе системы видеодемонстрации и улучшить качество подготовки студентов к первичной аккредитации.
Материалы и методы
Предлагаемая технология заключается в следующем. Преподаватель проводит определенную манипуляцию (препарирование под искусственную коронку, препарирование и пломбирование кариозной полости, местную анестезию, удаление зуба) у пациента в стоматологическом кресле. При получении согласия от пациента с помощью системы видеодемонстрации изображения все этапы проводимого лечения транслируются на мониторы симулятора, расположенные в симуляционном классе. Преподаватель комментирует все этапы мануального навыка с учетом требований чек-листа на аккредитации. Каждый студент, работая на симуляторе, воспроизводит этапы лечения самостоятельно под контролем преподавателя.
Результаты
Преимущества данной технологии:
1. Обучение проводится дистанционно, то есть студенты не стоят за спиной преподавателя, все имеют хороший обзор. Также немаловажное значение здесь имеет соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в лечебном кабинете.
2. Все этапы лечения преподаватель, находящийся в симуляционном классе, контролирует и комментирует, а обучаемый повторяет эти этапы на симуляторе, что обеспечивает восприятие материала с помощью органов зрения и слуха.
3. Если студент допустил ошибку, преподаватель в симуляционном классе указывает на эту ошибку, комментируя ее. При этом пациент, находящийся в кресле, не слышит данные комментарии.
4. Наглядность, а также возможность самостоятельного выполнения манипуляции на симуляторе, позволяет закрепить студенту отработку мануального навыка, что улучшит качество образовательного процесса и подготовку выпускника к прохождению первичной аккредитации.
Система видеодемонстрации позволит также внедрить элементы видеоурока в учебный процесс. Так, например, можно четко отработать положение врача и ассистента врача-стоматолога при работе в четыре руки, соответствующие требованиям эргономики. Так, можно заранее подготовить учебный фильм, где будут подробно рассмотрены вопросы положения врача и ассистента, и показать его на экранах монитора. В процессе обучения студент наглядно воспринимает все правила эргономики рабочего места, позицию врача-стоматолога, расположение инструментов: 1) поверхности находятся на одном уровне, на расстоянии руки доктора, подвесной столик располагается над пациентом, а врачебный модуль справа от пациента 2) врач располагается в положении с 9.00 до 12.00, если представить циферблат часов, ассистент - с 01.00 до 03.00 3) стул врача располагается на такой высоте, чтобы создавался угол в 105 градусов между голенью и бедром 4) стул ассистента располагается на 10 см выше стула доктора для обеспечения хорошего обзора ротовой полости пациента 5) педаль располагается под головой пациента в удобном положении.
Выводы
Таким образом, использование видеодемонстрации при подготовке студентов стоматологического факультета к первичной аккредитации позволяет повысить качество учебного процесса, усилить образовательный эффект и подготовить грамотного компетентного специалиста, готового к работе в практическом здравоохранении.
Наталья Тиунова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.