Автор(ы): Юдаева Ю.А., Аксарова Л.Д.,Юльметова И.Г.
Город: Оренбург
Учреждение: ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
Актуальность
С 2012г. студентам медицинских ВУЗов вернули право работать на должностях среднего медицинского персонала (постовая и процедурная медсестра). В ОрГМУ ежегодно более 70 % студентов лечебного факультета, успешно освоивших программу 3 курса, подают заявление на сдачу экзамена по допуску к медицинской деятельности.
В ходе трехэтапного экзамена оцениваются теоретические знания и практические навыки. Теоретическая подготовка это хорошо, но мы должны понимать, что сестринская специальность является мануальной по своей природе, и работодатели вправе ожидать от потенциальных работников, в первую очередь, владения профессиональными практическими навыками. В связи с этим на ВУЗ ложиться большая ответственность по подготовке и объективной оценке соискателей.
Материалы и методы
Цель работы - продемонстрировать работу комиссии на 2 этапе экзамена по допуску к медицинской деятельности на должностях среднего медперсонала.
Результаты
В 2016 году решением комиссии по допуску к медицинской деятельности были внесены изменения в структуру 2 этапа экзамена. Диагностика одного практического навыка не дает полного представления об уровне сформированности профессиональных компетенций соискателя, и успешная сдача 2 этапа может быть результатом удачного стечения обстоятельств. Для усиления объективности оценки в аттестацию практических навыков соискателя включен ОСКЭ, который в настоящее время является золотым стандартом экзамена.
2 этап складывается из 5 станций: «процедурный кабинет»; «терапевтический практикум», «основы ухода за тяжелобольным»; «неотложные состояния»; «сестринское обследование».
Диагностика практической подготовки соискателей проходит в симуляционном центре ОрГМУ в условиях обстановки максимально приближенной к реальной. Все соискатели в обязательном порядке проходят через 5 станций, каждая из которых включает фиксированный набор навыков и оснащена в соответствие с тематическими линиями. В ходе последовательного прохождения станций соискатели демонстрируют техническое мастерство и нетехнические навыки, которые особенно важны при оказании экстренной медицинской помощи, когда необходимо выполнить «неограниченное» количество лечебных мероприятий за «ограниченное» время. И присутствие только опытного врача не всегда гарантирует положительный исход для больного.
Анализ проведения экзамена показал, что методика ОСКЭ позволяет провести комплексную оценку практической составляющей будущей профессии и клиническое мышление, провести более жесткий отбор. Количество соискателей, получивших допуск к медицинской деятельности в 2016 году, снизилось по сравнению с 2016 году на 18 %.
Обсуждение
По сравнению с традиционным экзаменом, главным преимуществом ОСКЭ является объективизация и стандартизация системы оценки клинической компетентности. ОСКЭ позволяет тестировать широкий спектр умений и навыков, в ходе экзамена отсутствует прямое влияние экзаменатора на результат экзаменуемых. Все студенты поставлены в равные условия, получают одинаковый набор заданий, содержание экзамена соответствует ожидаемым результатам.
Выводы
Внедрение ОСКЭ в процедуру экзамена позволило более глубоко оценить готовность соискателя к самостоятельной профессиональной деятельности на рабочем месте. Наш опыт показывает, что положительный результат сдачи экзамена по допуску студента к медицинской деятельности по системе ОСКЭ подтверждает наличие у студента-медика квалификации, необходимой для качественного выполнения работы на должностях среднего медицинского персонала.
Юлия Юдаева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.