СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ОБЪЕКТИВНОГО ОСМОТРА ПАЦИЕНТА

Автор(ы): Шубина Л.Б., Грибков ДМ., Одинокова С.Н., Хохлов И.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова УВК «Mentor Medicus»

Результаты

Цель исследования: разработать и адаптировать под отечественные условия обучающий модуль (тренинг и систему контроля уровня подготовленности) с использованием манекена-имитатора пациента «Harvey»
Материалы и методы: «Harvey» представляет собой первый и один из наиболее точных тренажеров для исследования пациента с патологией сердечно-сосудистой системы. Он был создан в 1968 году Доктором Майклом Гордоном в университете Майами. С тех пор тренажер был неоднократно усовершенствован. На сегодняшний день в программу симулятора включено 30 кейсов, демонстрирующих различные вариации, как нормы, так и патологии сердечно-сосудистой системы человека. На самом же манекене возможна комплексная оценка физикальных данных пациента: проведение общего осмотра, оценка венного пульса, пульса на магистральных артериях (сонных, лучевых, бедренных, плечевых), возможность измерить артериальное давление, произвести пальпацию прекардиальной области и, что самое важное, аускультацию сердца и легких. Так же к симулятору прилагаются руководства к использованию и эксплуатации.
В процессе ознакомления с симулятором, мы столкнулись с тем, что имеются различия, в российской и зарубежной системах обучения обследованию пациента. Например, в России 5 точек для аускультации сердца с определенной последовательностью выслушивания, тогда как в Америке и в Европе используют всего 4 точки и последовательность неважна, исследование венного пульса в России практически не проводится, так как показатель считается малоинформативным. В то же время за рубежом его оценка является обязательным компонентом обследования.
Для создания обучающего модуля было принято решение к имеющимся дидактическим материалам дополнительно создать: 1) лекцию с презентацией для освещения основных моментов анатомии сердца и сосудов, а так же для тщательного разбора фаз сердечного цикла, без знаний которых невозможен дальнейший разбор различных аускультативных феноменов, 2) видео-инструкцию по проведению объективного осмотра на тренажере, 3) систему тестирования знаний для исходного и заключительного контроля, 4) бланк для заполнения результатов обследования 5) чек-лист для оценки практического навыка «обследование сердечно-сосудистой системы».
В процессе работы над тренингом была переведена на русский язык большая доля инструкций и руководств к симулятору, а так же все презентации-случаи, для более доступного способа представления информации обучающимся
Учебный модуль был предложен студентам в виде факультативного занятия. В предварительном эксперименте участвовало 164 студента 4 и 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело», в адаптированном курсе приняло участие 36 студентов, которые были разделены на две группы: одой предлагалось после инструктажа самостоятельно приходить и последовательно изучать случаи, представленные на тренажере, другой группе предлагалось участвовать в групповых занятиях совместно с тренером симуляционного обучения, роль которого заключалась только в фасилитации процесса изучения случаев. Обе группы написали входной тест и прослушали вводную лекцию, в конце обучения предполагалось сравнить уровень подготовки в обоих группах, но, к сожалению, группа на индивидуальное обучение не сформировалась и в завершении эксперимента участвовало только 16 студентов, прошедших занятия с тренером.
Длительность обучающего модуля получилась: 18 академических часов. Из которых 3 часа отводится на лекцию (обязательна для посещения), и 15 часов на 5 практических занятий по 3 часа каждое, которые можно посещать по желанию и в любой последовательности.
В завершении участникам было предложено пройти контролирующее мероприятие, где он заходил в палату, с пациентом (тренажером), которому необходимо провести исследование сердечно-сосудистой системы. Предлагался один из случаев, который входил в обучающий модуль. Через встроенный микрофон и динамик испытуемый мог общаться с пациентом и задавать ему различные вопросы по ходу исследования. По завершению отведенного времени (на работу в палате с пациентом отводилось 10 минут) участник отправлялся в другую комнату, где ему предстояло заполнить фрагмент истории болезни в стандартной для всех форме (ещё 10 минут).
Все измерения уровня подготовленности студентов (1) входной тест, 2) заключительный тест, 3) использование алгоритма обследования, 4) написание заключения) были переведены в количественный формат и были подвергнуты корреляционному анализу с помощью формул программы Excel. В конце исследования всех участников проанкетировали на предмет выявления более интересных и полезных для них в будущем кейсов.
Результаты: Студенты, которые имели более высокий уровень исходной подготовки лучше овладели алгоритмом и лучше заполняли историю болезни. Студенты, которые хорошо справлялись с алгоритмом, лучше заполняли историю болезни. Студентам с исходным низким уровнем подготовки требовалось больше времени для понимания изложенного материала.
Выводы: Кардиологический симулятор «Harvey» может быть использован для обучения и для оценки уровня подготовки студентов в области физикального исследовании сердечно-сосудистой системы, но требует специального обучающего сопровождения. Для стандартной подготовки из 30 представленных случаев достаточно включить в модуль только 14, остальные можно использовать для углубленного курса по кардиологии.

Тема: Терапия
Админ 1

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: