Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / Анализ результатов симуляционной подготовки ординаторов и врачей к оказанию экстренной медицинской помощи

Анализ результатов симуляционной подготовки ординаторов и врачей к оказанию экстренной медицинской помощи

Автор(ы): Чурсин А.А., Боев С.Н., Зуйкова А.А.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Результаты

В Воронежском государственном медицинском университете им Н.Н. Бурденко в 2010 году было создано новое учебное подразделение - Центр практической подготовки специалистов. Целью создания Центра была необходимость значительного улучшения практической подготовки выпускников ВУЗа посредством внедрения симуляционных технологий обучения в повседневный учебный процесс. В 2014 году после создания новой концепции практической подготовки учащихся и значительного улучшения материального оснащения он был переименован в Учебную виртуальною клинику (симуляционно-тренинговый центр). С момента создания этого нового учебного подразделения нами активно проводится подготовка студентов всех курсов, обучающихся института дополнительного профессионального образования (ИДПО), а с 2015 года начата систематизированная подготовка клинических ординаторов первого года обучения.
Систематически проводимое анкетирование врачей и ординаторов показывает высокий уровень их заинтересованности и понимание важности проводимых практических занятий. Вместе с тем, в процессе подготовки был выявлен ряд недостатков принятой организационной схемы и их анализ позволил наметить способы устранения. Из опыта общения с руководителями других симуляционных центров выяснено, что они отмечают у себя те же недостатки и испытывают схожие проблемы.
Самой большой проблемой требующей решения, на наш взгляд, является отсутствие собственного кадрового преподавательского состава в Учебной виртуальной клинике (УВК).
В качестве преподавателей для проведения занятий со студентами и обучающимися по программам дополнительного профессионального образования привлекаются преподаватели клинических кафедр Университета. Этот же подход стал использоваться и для подготовки клинических ординаторов, что приводит к ряду отрицательных моментов:
- Налицо недостаточный уровень подготовки преподавателей кафедр, проводящих занятия на непостоянной основе в УВК. Подавляющее большинство преподавателей, проводивших занятия в УВК, не проходили подготовки в качестве тренера или эксперта, не проходили отбора по личным качествам, а были назначены случайным образом руководством кафедр. Отсутствие специальной подготовки к использованию оборудования и самой работы на фантомах, манекенах, тренажерах и симуляторах негативно отражается на качестве обучения, приводит к периодическим поломкам дорогостоящей техники, а ресурсы и резервы симуляционного оборудования используются минимально. Часть симуляторов, не смотря на неоднократные призывы руководства Университета и УВК, до сих пор полностью не освоена преподавателями кафедр.
Кроме того, некоторое оборудование (дефибрилляторы, кардиостимуляторы и т.д.) требует не только навыков работы с ним, но и неукоснительного соблюдения техники безопасности как преподавателями, так и обучающимися.
- Отсутствие мотивации у значительной части преподавателей. Большая часть преподавателей воспринимает проведение занятий в УВК как дополнительную ненужную нагрузку «на себя» не имеющую практического значения для повышения качества подготовки обучающихся и нередко проводят обучение лишь формально.
- Отсутствие материальной ответственности. Часть преподавателей не осознает всей ответственности за работу с высокотехнологичным оборудованием клиники, что приводит к повреждению манекенов, тренажеров и симуляторов.
- Отсутствие единого подхода и общих стандартов к выполнению практических навыков. При обучении зачастую используются устаревшие алгоритмы и протоколы. Складывается впечатление, что у некоторых участников процесса проведения подготовки нет четко сформулированных планов и целей проводимых занятий. Имеются случаи, когда преподаватели используют залы УВК для проведения семинарских занятий и чтения лекций, приносят в УВК собственные устаревшие, но привычные для работы фантомы. Также, у части преподавателей отмечается скептическое отношение к предложенным современным алгоритмам, требованиям и протоколам.
Проанализировав вышеуказанные недостатки, мы предприняли попытку к поиску путей их устранения.
На текущий момент практика показала недостаточную эффективность произвольного назначения инструкторов (тренеров) из числа профессорско-преподавательского состава кафедр Университета. Выходом из создавшегося положения может стать создание на базе УВК самостоятельной педагогической единицы – кафедры Университета путем передачи части ставок клинических кафедр, участвующих в подготовке обучающихся в УВК, по направлениям, объединяющих схожие специальности или назначение ответственных за направления подготовки.
Работа кафедры будет заключаться в организации учебного процесса, научной работы, помощь в организации проведения аккредитаций, научных и учебных мероприятий в Клинике и за ее пределами, составление учебных программ и расписаний занятий, внедрение в образовательный процесс инновационных методов обучения. Также представляется необходимым оптимизировать учебно-методическое руководство работой преподавателей ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, организацию их подготовки и переподготовки;
- систематическое проведение обучающих семинаров для преподавателей по работе с симуляторами, тренажерами, манекенами и оборудованием;
- формирование мотивации к симуляционному обучению путем отбора преподавателей по личным качествам, коммуникативным способностям и уровню преподавания;
- создание единого подхода, использование современных стандартов, протоколов к выполнению практических навыков. Проведение анализа и, при необходимости коррекции учебного методического комплекса (УМК) кафедр, занимающихся подготовкой в УВК, приведения их к требованиям современным образовательных стандартов.
Таким образом,мы считаем, что предлагаемые нами шаги позволят повысить качество преподавания при минимальных материальных затратах, повысить готовность преподавательского состава к постоянно повышаемым требованиям к обучению, лучше подготовить обучающихся как к первичной аккредитации студентов, так и специализированной и периодической аккредитации.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Александр Чурсин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: