Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМУЛЯТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМУЛЯТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Автор(ы): Горох О.В., Потёмина Т.Е., Кузнецов А.Н.,Карпухина Е.В., Дощанников Д.А.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Нижегородская государственная медицинская академия

Результаты

Одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей общей практики при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Для развития познавательной активности у студентов, умения работать творчески необходима интеграция различных форм и методов обучения. Важно сочетать традиционные методы с новыми формами организации учебного процесса, включая симуляционные технологии.
При изучении клинических дисциплин не всегда имеется возможность полноценного объективного обследования больного каждым студентом. При этом существует трудность индивидуального обеспечения студентов тематическими больными и необходимость работать в группе. Симуляторы же позволяют многократно и точно воссоздать клинические ситуации, отработать определенные диагностические и лечебные действия, дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Особое место занимают многофункциональные симуляторы, позволяющие в условиях максимально приближенных к реальным воссоздать как отдельные функции органов и систем, так и разработать клинические сценарии, позволяющие диагностировать те или иные заболевания.
Симуляционное обучение по внутренним болезням в Нижегородской медицинской академии осуществляется на базе модуля терапевтических навыков и неотложной медицинской помощи симуляционно-тренажорного комплекса. В работе используется многофункциональный манекен для физикального обследования «ФИЗИКО». Функциональные возможности данного симулятора позволяют отработать приемы обследования больного по органам и системам, получить навыки работы с клиническими случаями и осуществить возможность разработки собственных сценариев. Симуляционные тренинги проводятся со студентами IV-V и VI курса лечебного факультета, обучающимися на кафедре факультетской и поликлинической медицины и кафедре анестезиологии, реанимации и неотложной медицинской помощи в рамках подготовки врача общей практики. За прошедшие 6 месяцев работы на симуляторе обучение прошли 620 студентов. При этом применяется поэтапная программа тренинга.
Первым этапом обучения является повторение и совершенствование навыков обследования пациентов по органам и системам в норме и при патологии (аускультация сердца и легких, выслушивание перистальтических шумов, измерение АД, оценка состояния ЦНС.). Кроме того студенты имеют возможность отработать навыки снятия ЭКГ в 12 отведениях и интерпретировать кардиограммы в норме, при инфаркте миокарда разных стадий, при различных видах тахи –и брадиаритмий, включая фибрилляцию желудочков и предсердий. Занятия на данном этапе проводятся как в обучающем так и в тестовом режиме.
Освоив, вспомнив и закрепив навыки клинико-функционального обследования больного, студенты переходят ко второму этапу тренинга – «Больной пришел на прием к врачу», когда появляются клинические случаи. В процессе работы с заложенными в симуляторе 12 сценариями заболеваний ( инфаркт миокарда, пневмонии, кома, ХОБЛ, кишечная непроходимость и др.) обучающиеся выслушивают жалобы больного, собирают анамнез, проводят аускультацию сердца и легких, снимают и оценивают ЭКГ. На основании полученных данных ставят предварительный диагноз. В процессе обсуждения клинического сценария студенты определяют исследования, необходимые для постановки окончательного диагноза. В завершении работы по клиническому сценарию им предлагается написать план лечения больного.
Актуальным и весьма положительным фактом в симуляционном терапевтическом тренинге на данном симуляторе является возможность создания собственных сценариев клинических случаев. На третьем этапе студентам VI курса предлагается самим разработать клиническую ситуацию с заданным диагнозом из имеющихся в симуляторе параметров физикального и инструментального обследования. Такой подход к симуляции позволяет развить и закрепить навыки клинического мышления.
Важно отметит, что использование симулятора при проведении практических занятий вызывает неподдельный интерес у студентов. Подавляющее большинство (95%) с готовностью и без особых проблем работают на симуляторе, осваивая отдельные навыки физикального обследования и общения с пациентом и только 5% обучающихся испытывают изначальный дискомфорт, который в последующем нивелируется. Гораздо большие трудности испытывают студенты при работе с клиническими сценариями, что вероятно обусловлено их неуверенностью в своих исходных теоретических знаниях. Как правило, через 2-3 занятия на симуляторе по клиническим сценариям они осваивают логистику клинического мышления и количество студентов, готовых работать на третьем этапе симуляции увеличивается.
Таким образом, применение трехэтапной программы обучения на симуляторе физикального обследования в курсе внутренних болезней позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, усилить их интерес к обучению, сформировать коммуникативные навыки, приобрести опыт клинического мышления и тем самым повысить эффективность обучения будущих врачей.

Тема: Терапия
Анна Панаева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: