Автор(ы): Горбачева Л.Ю.(1), Солдатов Ю.П.(1), Седых О.В.(2)
Город: Курган
Учреждение: ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России
Результаты
Введение. Обращаясь за медицинской помощью, у человека возникают жизненно-важные вопросы:
- «кому мы доверяем свое здоровье, а зачастую и жизнь?»,
- «насколько компетентен тот или иной специалист?».
В настоящее время интернет – ресурсы и средства массовой информации пристально отслеживают вопросы, касающиеся подготовки медицинских специалистов, особенно врачебного звена. Важным в подготовке медицинских специалистов высшей квалификации является формирование умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций. [1] В образовательных организациях России в большинстве случаев практические занятия проводятся на искусственных макетах, но, по мнению экспертов, допускать таких специалистов к операциям – большой риск. Считаем, что следует применять отработку практических занятий и на трупах (биоманекенах), что использовалась еще со времён Гиппократа.
Цель. Показать опыт организации и проведения практических занятий на биоманекенах.
Материал и методы.
В РНЦ «ВТО» имени академика Г.А. Илизарова некоторые практические занятия по травматологии и ортопедии у ординаторов, согласно учебному плану, проводятся на базе автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный медицинский центр» г. Екатеринбург (лицензия на образовательную деятельность № 17947 от 30 октября 2015 г.), согласно договору об оказании образовательных услуг.
Перед проведением практических занятий составляется протокол учебной операции и согласовывается в морально-этическом комитете и правоохранительных органах. Проводится тщательный отбор и подготовка биоманекена к работе. С этой целью используются невостребованные, безопасные в инфекционном плане трупы; биоматериал проходит исследование на стандартные инфекции.
Обучающиеся ординаторы, перед практической работой, проходят инструктаж и подписывают соглашение о соблюдении обязательных требований:
соблюдение деонтологических правил по отношению к биоманекену;
соблюдение правил личной гигиены;
соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима, распространяющего на операционные залы;
запрет на использование видео - и аудио – техники.
В процессе занятия используется хирургическое бельё одноразового применения. Биоманекен располагается на аутопсийном столе с обнаженной зоной оперативного вмешательства, заявленной в протоколе операции. Данная укладка исключает возможность идентификации трупа и нарушения этических норм.
Необходимый для проведения оперативного вмешательства инструментарий располагается на операционном столе. После проведения занятия инструментарий разового использования утилизируется в соответствие с требованиями к обращению с медицинскими отходами [2], а инструментарий многократного применения обрабатывается в соответствие с требованиями СанПин. 2.1.3.2630-10.[1]
Результаты.
Анкетирование ординаторов и результаты проверки навыков по теме практического занятия показали, что применение в обучающем процессе биоманекена решает ряд важных вопросов, которые возникают в повседневной работе и к которым молодые специалисты, зачастую, бывают не подготовлены или имеют поверхностное представление о них, а именно морально-этические вопросы и принцип «не навреди».
Используемая литература.
• СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача от 8 мая 2010 г. № 58.
• СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению
с медицинским отходами» утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача от 9 декабря 2010 г. № 163. Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 февраля 2011 г. № 19871.
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016 г.), глава 1, статья 2.
Людмила Горбачева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.