Конференции / РОСОМЕД-2016, V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, РОСОМЕД / ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА «ОСНОВЫ СИМУЛЯЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ» НА ЛЕЧЕБНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В РязГМУ

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА «ОСНОВЫ СИМУЛЯЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ» НА ЛЕЧЕБНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В РязГМУ

Автор(ы): Бахарев И.В., Танишина Е.Н.

Город: Рязань

Учреждение: Центр симуляционного обучения ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России

Результаты

В рамках образовательной программы студентов четвертого курса лечебного факультета Центром симуляционного обучения ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России в 2015-2016 учебном году была введена новая учебная дисциплина в форме факультатива - «Основы симуляционной медицины», относящегося к вариативной части программы специалитета.
Цель введения данного факультатива - познакомить студентов с тенденциями и разработками современной медицинской науки и техники в сфере симуляционных технологий, в связи с активным внедрением в образовательный и аккредитационный процесс тренажеров и симуляторов, закрепить навыки командного действия при неотложных состояниях, развить основы клинического мышления.
Обучение проводилось в течение восьмого семестра, на дисциплину отводилось 36 часов, из которых 24 являлись аудиторными. Все занятия проводились на базе Центра симуляционного обучения с использованием мультимедиа аппаратуры, системы аудио и видеофиксации, тренажеров и симуляторов.
Занятия были распределены по следующим блокам. Аспекты развития и становления симуляционного обучения в мире и в России рассматривались в лекции «История симуляционного обучения». Блок «Анестезиология и реаниматология» включал базовую сердечно-легочную реанимацию без использования и с использованием учебного автоматического наружного дефибриллятора (отработка навыка проводилась на тренажерах AmbuMan), восстановление проходимости верхних дыхательных путей (отрабатывались приемы Геймлиха у взрослого человека с нормостенической и гиперстенической конституцией, у подростков, новорожденных), интубацию. Алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации соответствовал рекомендациям Европейского и Национального советов по реанимации. Данный блок занятий сопровождался активным обсуждением техники выполнения практического навыка путем просмотра работы студентов по системе видеофиксации – дебрифингом. Блок «Симуляционное обучение в терапии» проводился с использованием кардиологического симулятора HARVY и тренажера-симулятора KOKEN для физикального обследования, на котором студенты выслушивали патологические шумы при врожденных и приобретенных пороках сердца, варианты дыхательных шумов при различных патологиях легких. Блок «Симуляционное обучение в хирургии» позволял студентам ознакомиться с лапароскопическими инструментами (диссектор, эндоскопический иглодержатель, эндоскопические ножницы), приобрести базовые практические навыки эндовидеохирургии, такие как навигация, координация рука-глаз, бимануальные навыки путем отработки следующих приемов: «иссечение окружности по контуру», «перекладывание спичек», «перекладывание горошин», «перекладывание бочонков» на лапароскопических видеотренажерах и виртуальном лапароскопическом симуляторе LapSim. Отработка данных навыков предполагала активную роль студентов и минимальное вмешательство преподавателя.
С целью формирования психологической готовности к эффективному обучению в симуляционной среде и формирования базовых навыков эффективного общения между врачом и пациентом и/или родственниками пациента, в программу факультатива внедрены два практических занятия - «Психологические аспекты обучения в симуляционной среде» и «Освоение навыков комуникативного общения», для преподавания которых приглашались специалисты кафедры общей психологии с курсом педагогики. Данные занятия проводились в виде групповой дискуссии, ролевой игры, собеседования с преподавателем.
Зачетное занятие дисциплины «Основы симуляционной дисциплины» проводилось в виде сдачи практического навыка «Базовая сердечно-легочная реанимация» в условиях, максимально приближенных к первичной аккредитации на станции, оборудованной системой аудио и видео фиксации с использованием чек-листов и компьютерной программы анализа эффективности выполнения компрессий грудной клетки и искусственной вентиляции легких на тренажере AmbuMan.
В конце цикла было проведено анкетирование студентов, прошедших факультатив, целью которого являлось проанализировать и улучшить качество преподавания дисциплины «Основы симуляционной медицины», получить картину удовлетворенности обучающихся данным курсом. В анкете большинство обучающихся указали, что даже за этот короткий промежуток времени у них сформировалось чувство уверенности и правильности выбранной профессии, что является самым главным для них. Все 100% студентов удовлетворены результатами и темами обучения, в результате чего они приобрели жизненно необходимые практические навыки, необходимые для медицинского работника. Часть студентов отметили, что научились контролировать страх в «экстремальных» клинических условиях и теперь способны выполнять необходимые манипуляции при неотложных состояниях.
Заключение: факультатив «Основы симуляционной медицины» позволяет повысить мотивацию студентов к обучению в медицинском университете, способствовал формированию клинического мышления и алгоритма действий при неотложных состояниях, а также имеет профориентационную направленность.

Тема: Организация здравоохранения
Елена Танишина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: