Автор(ы): Соколовская М.А.
Город: Новокузнецк
Учреждение: ГБОУ ДПО НГИУВ Минздрава России, кафедра педиатрии и неонатологии.
Результаты
Симуляционные технологии в большинстве ВУЗах и Учреждениях последипломного обучения страны стали повседневной реальностью, не смотря на то, что симуляционное обучение – это достаточно новая образовательная методика. Обучающиеся с помощью фантомов оттачивают навыки катетеризации сосудов, выполнения пункций, дренирования полостей и др., осваивают азы оказания реанимационной помощи детям различных возрастных групп (новорожденным, младенцам, детям старшего возраста).
Методики симуляционного тренинга применяются по всей стране. Перед специалистами симуляционного обучения стоят задачи: совершенствование учебных имитационных методик; доказательство эффективности отдельных устройств и приспособлений, применение стандартизированных симуляторов для объективной оценки практических навыков. Неслучайно, с 2016 года в России при аккредитации специалистов в области здравоохранения кроме оценки теоретических знаний уделено большое внимание и другим компетенциям: практическому мастерству, клиническому мышлению, командному взаимодействию. В этой связи, применение симуляторов для обеспечения безопасной и эффективной помощи в педиатрии и неонатологии трудно переоценить.
На нашей кафедре в течение последних 10 лет на занятиях по освоению практических навыков в педиатрии и неонатологии используются манекен головы младенца с возможностью интубации трахеи, проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и др., манекены новорожденного ребенка и подростка.
Обучение осуществляется по однотипным разделам: базовое тестирование и анкетирование обучающихся; лекционный курс лекций и семинаров; отработка практических навыков на манекенах различного уровня сложности как индивидуально, так и в командном взаимодействии; разыгрывание сценариев, решение задач с моделированием реальных клинических ситуаций с оказанием экстренной медицинской помощи детям и новорожденным разного срока гестации; проведение дебрифинга с просмотром видеозаписей и подробным разбором ошибок.
Целью обучения слушателей является совершенствование уже имеющихся профессиональных компетенций и приобретение новых теоретических и практических навыков при оказании медицинской помощи новорожденным, детям и подросткам.
Применение за последние три года животной (биологической) модели - тушки кролика, реже – курицы, для выполнения практических навыков, манипуляций имеет отличный результат. Не смотря на то, что данная технология симуляции – использование животной модели - относится к категории «примитивной», как и использование простых манекенов, тренажеров и др., она имеет высоко достоверные результаты по ощущениям, осязанию тканей животного (мышечная, костная), по точности определения анатомических ориентиров.
На модели животного – тушке кролика оттачиваются следующие практические навыки и манипуляции: выполнение люмбальной пункции, пункции и дренирования плевральной полости, пункции перикарда, катетеризации пупочных сосудов (имитация), наложение швов: «Z»-образного, кисетного, техника измерения центрального венозного давления (ЦВД) и др.
Для обучающихся разработана анкета с 5-ти бальной оценкой тактильных ощущений при проведении различных манипуляций на мягких тканях, костных структурах тушке кролика, приближенности анатомических ориентиров, с выявлением трудностей при выполнении практических навыков на модели животного. По данным анкетирования, в которое вошли 130 анкет, 112 респондентов (86,1%) оценили работу на модели животного на 4-5 баллов.
В заключении необходимо отметить, что использование такого рода симуляционных технологий, как животный объект, в сочетании с применением манекенов и тренажеров, позволит обучающимся на достаточно высоком уровне овладевать практическими навыками, манипуляциями при неотложных состояниях в педиатрии и неонатологии. Как показывает практика, в ходе симуляционного обучения помимо освоения и закрепления практических навыков по оказанию экстренной и неотложной помощи в неонатологии и педиатрии, осуществляется подготовка врачей в условиях командного взаимодействия, и их психологическая подготовка.
Марина Соколовская
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.