Автор(ы): Рабинович С.А., Васильев Ю.Л., Павлов А.А.
Город: Москва
Учреждение: ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова; ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова
Результаты
Одной из важнейших задач обучения студентов на стоматологическом факультете, наряду с получением фундаментальных знаний и развитием клинического мышления, является формирование мануальных навыков. В образовательном модуле «местное обезболивание» самым сложным является проводниковое обезболивание, овладение которым проходит через определенные трудности.
Однако без значительного внедрения индивидуального подхода, как элемента персонализированной медицины, а также расширения и усовершенствования фантомного курса невозможно улучшить эффективность подготовки кадров стоматологов в вузе. Показано, что достоинства и недостатки 1 и 2 уровней симуляторов типов могут быть компенсированы переходом на более реалистичные уровни, в т.ч. с применением виртуальных технологий, основанных на обратной связи. По мнению ряда авторов, для внедрения эффективной и качественной подготовки и переподготовки врачей-специалистов необходимо стандартизировать перечень практических умений и навыков специалиста различного образовательного уровня, сформировать профессиональные стандарты, которые должны стать целевыми индикаторами профессиональной компетентности. В том числе, когда рассматриваются современные стандарты обезболивания зубов нижней челюсти, применяемые в терапевтической стоматологии.
Цель настоящего исследования заключалась в разработке программы обучения местному, проводниковому, обезболиванию студентов стоматологических факультетов.
Материалы и метод.
В качестве метода обезболивания была выбрана проводниковая анестезия внутрикостной части подбородочного нерва по С.А. Рабиновичу и Ю.Л. Васильеву, выполняемая с помощью пальпации. Предложенный способ анестезии заключается в индивидуальном топографо-анатомическом обосновании ориентира вкола иглы для более точного подведена анестетика к подбородочному нерву, что является персонализированием местного обезболивания.
Учитывая низкую антропоморфность существующих симуляторов для отработки навыков местного обезболивания, была проведена модификация протопипного тренажера Typodont с внедрением артикулятора для отработки навыков обезболивания при разной степени открывания рта, большего количества активных точек как для проводникового обезболивания на верхней (анестезий у большого небного, резцового отверствий, туберальной) и нижней (анестезия подбородочного нерва, мандибулярная анестезия по Егорову П.М., Г. Гоу-Гейтс, Вазирани-Акинози) челюстях.
В исследовании приняло участие 30 врачей выпускников стоматологического факультета 2016 года, которых разделили на 3 группы по 10 человек в каждой:
• 1 группа: врачам предлагалось освоить метод анестезии на костных препаратах;
• 2 группа: врачи выполняли манипуляцию на разработанном тренажере;
• 3 группа: врачи вначале проводили тренировку на скелетированных препаратах, а после на тренажере.
Оценка эффективности обучения на скелетированных препаратах основывалась на правильности попадание вблизи подбородочного отверстия с заданной позиции при условии изоляции рабочего полля силиконовой массой. При работе на тренажере критерием эффективности являлся визуально-аудиальный сигнал.
Перед проведением эксперимента врачам был проведен инструктаж по технике безопасности при работе колюще-режущим инструментарием. Местная анестезия отрабатывалась с применением карпульного шприца с длинной иглой, которая после утилизировалась.
Результаты исследования
На выполнение манипуляции давалось две попытки: в первый раз определяли костные ориентиры и их соответствие методике анестезии, во второй раз рабочее поле изолировалось силиконовой массой и врачам предлагалось определить проекцию подбородочного отверстия на ветвь нижней челюсти и выполнить анестезию.
В первой группе после уточнения костных ориентиров на препаратах более, чем в 2 раза сокращалось количество испытуемых, нарушавших технологию анестезии.
Во второй группе при использовании тренажера наблюдалось большее число неудач при первичном выполнении метода обезболивания, чем в 1 группе, что можно объяснить большей приближенностью рабочего поля к полости рта. Наличие визуально-аудиального обратного ответа при целевом введении позволяет повысить точность и снизить количество локационных ошибок.
В третьей группе отмечено отсутствие врачей, не справившихся с выполнением методики обезболивания во второй попытке и показана необходимость комбинированного обучения, которая включает в себя отработку навыков на как на простых тренажерах, так и на более приближенных к реальным условиям.
Вывод: доказана необходимость комбинированного подхода в изучении основ местного обезболивания в стоматологии, где использование симулятора является заключительным, но не доминирующим этапом.
ФГБОУ ВО Московский государственный медико-стоматологический университет, кафедра обезболивания в стоматологии им. А.И. Евдокимова, г. Москва.
Рабинович С.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой.
ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, г. Москва
Васильев Ю.Л., к.м.н., доцент
Павлов А.А., ассистент
Юрий Васильев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.